Гуманитарный кризис в Афганистане представляет угрозу и для стран — членов ОДКБ, идет работа по укреплению южных рубежей, прежде всего границы Таджикистана с Афганистаном. Как передает НИАТ «Ховар», об этом заявил генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Станислав Зась в эфире телеканала ОНТ в воскресенье, 23 января.
«Ситуация сложилась очень непростая, тяжелая даже, после вывода американских войск и союзников из Афганистана. Сохраняется террористическая угроза с территории этой страны, и угроза наркотрафика, — сказал Зась. — Поэтому мы проводим работу по укреплению наших южных рубежей, прежде всего границы Таджикистана с Афганистаном». По его словам, очень многое будет зависеть от того, насколько успешными будут действия в Афганистане по преодолению гуманитарного кризиса, который сейчас там разворачивается.
«На вчерашний день порядка 9 млн человек, по оценкам ООН, там голодают, почти половина населения недоедает. Конечно же, такая ситуация, если будет усугубляться, неизбежно приведет к росту активности всяких бандформирований, террористических групп на этой территории, к росту торговли оружием, тем арсеналом, который там остался, и к наркотрафику», — сказал Зась. По его словам, ОДКБ — не гуманитарная организация, но вместе с тем страны организации на двусторонней основе «оказывают поддержку в преодолении этого кризиса гуманитарного».
Усиление активности международных террористических группировок в Афганистане непосредственно влияет на зону коллективной безопасности ОДКБ. Об этом заявил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон 10 января на внеочередном саммите ОДКБ, который состоялся в в онлайн-режиме. «Мы с вами хорошо знаем, что со второй половины августа 2021 года из тюрем в Афганистане были освобождены тысячи членов ИГИЛ*, «Аль-Каиды»*, «Ансаруллах»*, «Хизб ут-Тахрир»* и других террористических группировок, что привело к активизации их деятельности, укреплению их боевого и подрывного потенциала», — отметил Лидер Таджикистана, добавив, что на территории Афганистана укрепляют свои позиции боевики ИГ*.
Ранее Президент Таджикистана Эмомали Рахмон с трибун международных организаций, ШОС, ОДКБ заявлял, что Душанбе признает только то правительство Афганистана, которое будет создано путем инклюзивного диалога с учетом позиции всех национальных меньшинств.
В своем видеообращении к участникам 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Лидер Таджикистана также призвал к формированию инклюзивного правительства Афганистана, с участием, в том числе, афганских таджиков.
«Приход к власти движения «Талибан»*, которое Советом Безопасности ООН внесено в список террористических групп, еще больше усложнил и без того непростой геополитический процесс в регионе», — сказал Эмомали Рахмон.
Президент Таджикистана выразил сожаление по поводу того, что движение «Талибан»* не смогло выполнить свои обещание сформировать инклюзивное правительство. «Лишь диалог с участием всех слоев афганского общества, в том числе афганских таджиков, может привести к установлению прочного мира и стабильности в этой стране», — заявил Лидер Таджикистана.
«В этой связи таджики Афганистана, составляющие более 46 процентов его населения, наряду с другими этническими группами этой страны, имеют право занимать достойное место в государственном управлении», — подчеркнул он.
Эмомали Рахмон осудил все правонарушения, убийства, грабежи и угнетение народа Афганистана и рассказал о тяжелой гуманитарной ситуации в провинции Панджшер, заявив, что там сложилась настоящая гуманитарная катастрофа.
Заявив, что Таджикистан не собирается вмешиваться во внутренние дела Афганистана, Президент РТ предложил «определить структуру власти в этой стране путем референдума и с учетом позиции всех граждан страны».
Напомним, что движение «Талибан»* развернуло масштабную операцию по установлению контроля над Афганистаном после объявления США весной о решении вывести оттуда свои вооруженные силы. 15 августа 2021 года талибы без боя вошли в Кабул, а 7 сентября огласили состав своего временного правительства, легитимность которого пока не признала ни одна страна.
В настоящее время экономическая ситуация в Афганистане остается крайне сложной. Это во многом объясняется тем, что радикалы имеют доступ лишь к 0,1% афганских госрезервов (общая сумма которых составляет $9,4 млрд), поскольку их значительная часть заморожена США.