Поправки в закон о защите прав ребенка, запугивании и травле с использованием цифровых технологий (кибербуллинге) подписал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, 3 мая сообщает пресс-служба президента.
«Главой государства подписан Закон Республики Казахстан „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации», — сообщает пресс-служба.
При этом поправки ранее были приняты депутатами парламента. Сообщалось, что данный закон позволит сформировать правовую основу и усовершенствовать законодательство в сфере защиты прав ребенка.
Закон предусматривает изменение механизма взаимодействия государственных органов с интернет-ресурсами. Депутаты сената предложили дать уполномоченному органу в области СМИ право проводить экспертизы по фактам кибербуллинга в отношении ребенка.
Кибербуллинг теперь стал основанием для приостановления доступа к интернет-ресурсам. Однако из законопроекта исключили права уполномоченного органа в области СМИ по определению порядка ограничения доступа к запрещенной информации. Удалить с интернет-платформы теперь можно только информацию, признанную экспертной группой кибербуллингом исключительно в отношении ребенка.
Что такое кибербуллингМежду тем, в странах, где действуют специальные законы о кибербуллинге (Великобритания, Германия, Франция, Новая Зеландия, Китай, Россия, Казахстан и др.), поведение в интернете, нацеленное на вызов серьёзных эмоциональных переживаний, рассматривается как преступное действие. В некоторых из этих стран жертвы интернет-травли могут обращаться за защитой, добиться запрета общения преследователя с ними, временного или постоянного ограничения использования преследователем электронных устройств, используемых для совершения им интернет-травли.
— это оскорбления, угрозы, насмешки, распространение личных сведений и слухов о ком-то против его воли в интернете. Есть менее явные формы: исключение из чатов, демонстративный игнор, массовые жалобы в службу поддержки, чтобы жертве выдали бан. У преследователей конкретная цель — один человек или группа лиц. «От обычного конфликта отличается тем, что силы неравномерны: преимущество у преследователей, а действия систематичны. Если мы говорим об одиночном негативном комментарии, это не травля», — говорит Мария Свир, координатор «Травли Net».
По идее, — это то, что происходит в онлайне. Но сегодня в интернете мы взаимодействуем с теми же, с кем и в реальной жизни на учебе и работе. Так что границы часто стерты. Если подростка травят одноклассники в школе, то его могут преследовать в соцсетях, исключать из неформальных чатов. Кибербуллинг в чистом виде встречается разве что в сетевых играх или комментариях к постам популярных блогеров. Впрочем, оттуда он тоже выходит в офлайн.
сексуальная ориентация, несоответствие стандартам красоты (для женщин), жизненные неудачи (для мужчин) и высокая активность в интернете. Но в целом кибербуллинг может коснуться каждого. Бывает, травля становится следствием какого-либо проступка или неосторожного высказывания.
Кибербуллинг — это опасно?Исследования показывают, что у жертв кибербуллинга ухудшается здоровье. Школьники, столкнувшиеся с травлей, чаще подвержены депрессии, тревожным расстройствам, бессоннице, употреблению алкоголя. «Буквы на экране» вовсе не безобидны.
Даже взрослые люди, которые постоянно продвигают свою работу в онлайне и привыкли к критике, говорят, что чувствуют тревогу из-за нападок.
В 2014 году ООН приняла резолюцию по борьбе с любыми формами буллинга, в которую входит и кибербуллинг, и призвала страны-участницы принимать активные меры по защите детей и подростков от этого явления.
Организация Объединенных Наций, в которую входят 193 страны мира, признает кибербуллинг нарушением 19-й статьи Конвенции ООН по правам ребёнка.
“Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.”
Нужен ли Таджикистану такой закон?«Развитие коммуникационной и информационных технологий заложили основу процесса цифровизации в мире и способствовали создание виртуального пространства,которое должно поднят жизнь человечествана качественно новый уровень. Цифровизация жизни человечества также должно способствовать развитию экономики, особенно в сферы услуг, финансовых транзакций , цифровой экономики и т.д. Однако виртуальное пространство стало также ареной столкновения государств, преступлений против отдельных груп и индивидов. Кибербуллинг,онлайн-насилие становяться сегодня средствами ведение информационной войны во всех сферах и на всех уровнях жизнедеятельности современных обществ»,- говорит наш эксперт, замдиректора Института философии,политологии и права им.А.Баховаддинова НАНТ, доктор философских наук Рустам Хайдаров.
По его мнению, сегодня виртуальное пространство стало также излюбленным местом различных террористических и религиозно-экстремистских групп, организованной преступности, которые несут прямую угрозу как отдельным государствам, так и жизни простого обывателя.
«Рост числа преступлений в виртуальном пространстве вынуждает страны мирового сообщества разработать правовую основу для защиты жизни простого гражданина от онлайн –преступлений и кибербуллинга», — сказал Рустам Хайдаров. — Поэтому все страны мирового сообщества будут идти по пути создание и ужесточения системы правовой защиты от киберпреступности и борьбе с онлайн- преступлениями».
По мнению эксперта, сегодня все войны и все виды преступной деятельности в мире имеют виртуальное измерение. Поэтому каждой стране мирового сообщества необходимо будет совершенствовадь законодательство страны в области обеспечения информационной безопасности страны и защиты от таких новых угроз как онлайн –насилие, кибербуллинг и т.д.