Вот и завершился нынешний театральный сезон, в том числе и в Таджикском государственном академическом театре драмы имени А. Лахути. Но не за горами следующий, так будет всегда, потому, что театральное искусство занимает особое место в современной культуре. Каждый, кто проходит рядом с этим старейшим театром, обращает внимание на афиши с названиями таких постановок, как «Фирдавси» Сатыма Улугзаде, «Белое облако Чингизхана» Чингиза Айтматова, «Статуя нации» Ибодулло Машрабова, «Охота на львов» египетского писателя Зейдана Джирджи, «Преступление и наказание» Михаила Зощенко. Мы обратились к известному режиссёру и актёру Давлату Убайдуллоеву, который рассказал об особенностях прошедшего сезона.
— Особых, кардинальных перемен в театре не было. С первых лет независимости творческая труппа театра стремится к тому, чтобы спектакли, даже те, премьеры которых прошли давно, представляли перед взыскательными зрителями идеи, задуманные драматургами и режиссёрами. В ходе репетиций и обсуждений мы убедились, что с учётом произошедших перемен в мире в произведениях можно найти новые звучания, идеи и мысли, ранее отошедшие на второй план.
Актёры театра без ложной скромности внесли свой вклад в театральное искусство, об этом свидетельствовала реакция зрителей после спектаклей, которые уходили воодушевлённые, духовно обогащённые, с уверенным взглядом в завтрашний день.
Сегодня, когда Правительство во главе с Президентом страны уважаемым Эмомали Рахмоном повсеместно и успешно осуществляет политику утверждения идей патриотизма, национального самосознания, воспитания молодёжи в духе любви к своей Родине и народу, почитания национальных традиций и ценностей, доставшихся от предков, по новому воспринимается и по другому смотрится такой спектакль, как «Фирдавси» С. Улугзаде. Потому что именно эти идеи составляют его тематику. Этими же идеями пронизан и спектакль «Статуя нации», который сразу получил положительные оценки критиков и зрителей.
— Как и подобает, к молодым актёрам относимся серьёзно, с надеждой, но и требовательностью, без этого нельзя. Именно так к нам относились и наши учителя. Они как никто понимали, что театр является одним из мощных институтов воспитания нового человека, подразумевая под этим не только зрителя, но и начинающих актёров и режиссеров.
Хорошо, что у нас есть Таджикский государственный институт культуры и искусств имени Мирзо Турсунзаде, другие учебные заведения, которые становятся альма-матер для многих актёров и режиссёров, безусловно, будущих знаменитостей. Когда в наш театр приходят новые способные ребята, я им всегда напоминаю о том, что в театре были представлены зрителям произведения таких великих драматургов мира, как Рабиндранат Тагор, Шекспир, Гольдони, А. Островский. Имена постановщиков этих спектаклей, вобравших в себя целый пласт культуры народов мира, должны быть выгравированы золотыми буквами в анналах таджикского театрального искусства.
Хочу привести небольшое высказывание Фаины Раневской: «Когда речь идёт о театре, я не выношу слова «играть», потому, что можно играть в карты, шахматы, нарды и скачки, а на театральной сцене нужно не играть, а жить».
— Думаю, что развитию драматургии в современных условиях способствовали бы создание специальных курсов для начинающих драматургов и организация конкурса для молодых авторов. Хотелось бы, чтобы они перенимали опыт старших коллег и проходили через их школу. Словом, если перефразировать одно крылатое выражение, можно сказать: «Я знаю, театр вечно будет, я знаю, театральному искусству цвесть».