1 августа стартовали съёмки совместного фильма Таджикистана и Узбекистана «Сияние звёзд: Джами и Навои», посвящённого великой дружбе двух выдающихся поэтов и мыслителей Востока. Пока идёт работа над фильмом, корреспондент НИАТ «Ховар» вместе с главным специалистом Центра таджикского языка и изучения иностранных языков Национальной библиотеки Таджикистана Рахимой Хакимовой подготовили интересные сведения об этих исторических личностях.
Абдуррахмон Джами является великим представителем таджикской литературы и крупнейшим деятелем культуры XV века. Он был не только поэтом, но и писателем, философом, теологом, филологом, музыковедом.
Слава поэта достигла даже Османской империи. При дворе султана Мехмеда Фатиха происходила дискуссия улемов. Спорящие не смогли прийти к общему мнению по религиозному вопросу. Тогда решили обратиться к Джами за разрешением их сомнений. Джами тотчас написал целый трактат, излагающий связанные с ним теории. Это доказывает вышесказанные слова.
Творчество Джами пользовалось неслыханным успехом у его современников. Газели, которые поэт стал слагать еще в годы учения в медресе, сразу же получили признание у ценителей изящной словесности, они пелись в собраниях дервишей, на дворцовых увеселительных приёмах, перешли в изустную народную песенную литературу. Многие его газели были положены на музыку известными профессионалами XV века. К некоторым своим стихам музыку писал сам Джами. Литературное наследие Джами весьма богато и разнообразно. У него был особый стиль творчества. Он писал много и очень быстро.
Произведения великого поэта с первых страниц помогают читателю достичь высшего уровня духовности, знакомят со всеми далеко идущими путями жизни, поиском смысла, признанием добра и зла, пониманием тонкостей жизни, боли сердца и др. Стихи Джами, едва вышедшие из-под его пера, переписывались во множестве экземпляров и расходились далеко за пределы Герата, повсюду, где язык фарси был основным литературным языком. Люди самых разных сословий передавали и посылали друг другу в дар списки его произведений.
В 1468 году к власти пришёл султан Хусайн Байкара. Он покровительствовал Джами. Визирем султана был знаменитый поэт и меценат Алишер Навои. Здесь и познакомились эти две великие личности таджикской и узбекской литературы. Дружба между ними не разрывалась до конца их жизни.
Об этом свидетельствуют такие строки Джами:
«Однажды нищий задал путнику вопрос: «Зачем ты с чужаком так искренен и прост?»
Промолвил тот: «Он – тюрок, я – таджик, Но общей веры нас роднит язык».
Как было сказано выше, Джами был не только поэтом, но и ученым. Круг его учеников был очень обширным и разнообразным. Этот круг составляли поэты, писатели, музыканты, певцы, каллиграфы, художники и т. д. У Джами также была своя школа. Из этой школы вышли такие ученые-богословы, как Абдулгафур Лари, Камолиддин Масуди Ширвани, Мухаммад Бахрабади, а также известные литераторы Баёни, Бинои, Сухайли, Давлатшах Самарканди, Хатифи, Ками, Сайфи и др. Многие из крупнейших произведений литературы XV века посвящены Джами, так как были созданы или под прямым руководством поэта, или не без его влияния и поддержки.
Расцвет творчества Джами относится к концу 1474 — началу 1475 года. В этот период были написаны такие произведения, как религиозно-философские касыды «Море тайн» и «Сияние духа», сборник биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости», «Семь корон» (другое название «Созвездие Большой Медведицы»). В «Семь корон» входили следующие произведения: «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха», «Лейли и Маджнун», «Дар благородным», «Чётки праведников», «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандара».
Джами написано около восьмидесяти семи книг и писем. Правда, это число еще не доказано исследователями его творчества. Произведения поэта варьируются от прозы до поэзии, от мирских до религиозных. Он также написал труды по истории и науке. Кроме того, он часто комментирует работы предыдущих и нынешних теологов, философов и суфиев.
Почти все книги поэта носят воспитательный характер. Несмотря на славу и признание, в жизни Джами были и трагические страницы. Трое его сыновей умерли в раннем возрасте. Жив был только один из сыновей – Зиявиддин Юсуф. Произведение «Бахористон» Джами посвятил ему. Эта книга с первых страниц охватывает не только тему воспитания детей, но также образцы народной мудрости и морали, неприятие социальной иерархии.
Отрадно, что рукописей его произведений сохранилось весьма большое число, причем многие из них восходят к его времени, еще большее число – к началу XVI века.
Низамаддин Мир Алишер Навои является основоположником узбекского литературного языка и художественной литературы, выдающийся узбекский поэт, убежденный гуманист, мыслитель и государственный деятель.
Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника Гиясаддина Кичкине в Герате. Его отец был выходцем из известного монгольского племени Барлас и был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.
С детства мальчика окружали люди искусства, один дядя будущего поэта – Абу Саид был литератором, второй – Мухаммад Али был известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьдержащих семей, его наперсник и лучший друг детства султан Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасана.
Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате, Самарканде, Мешхеде. Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами – знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.
Как поэт Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.
Когда к власти пришел Хусейн Байкара, сам поэт и приверженец искусств Навои был срочно призван ко двору приближенным правителя, а в 1469 году получил первую должность – хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.
На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, каллиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.
По инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотеку, медресе, ханаку (обитель) и больницу.
Жил Алишер Навои на удивление очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди, он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.
Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, часто решая дела в пользу несправедливо обиженных.
Разгневанная знать все чаще поднимала голос в пользу его наказания. Чтобы не нагнетать атмосферу, Хусейн Байкара отослал друга в далекую провинцию Астрабад в качестве правителя.
Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов. И в 1488 году Навои решает оставить службу и вернуться в Герат.
После возвращения домой поэт полностью погрузился в творческую деятельность — единственное, что доставляло ему настоящее удовольствие. Умер 3 января 1501 года на 61 году жизни.
Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.
Вершиной творчества Навои принято считать знаменитую «Хамсу» («Пятерицу») — сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе, это популярная в те времена форма изложения философско-художественного мировоззрения. Его трактовка считается одной из лучших в этом жанре, с давних времен до наших дней.
Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени было введение староузбекского языка, наряду с фарси, в творчество литераторов.
Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.