Жизнь до и после
Вечер 3 января 2014 года разделил жизнь обычного парня на хорошее прошлое и неизвестное будущее, между которыми страшное сегодня. До травмы он 8 лет проработал продавцом автозапчастей. Получалось неплохо, хватало на то, чтобы сделать жизнь максимально комфортной для себя и своей семьи. 21 год активно занимался спортом, попробовал свои силы в пауэрлифтинге. Поднятие штанги пришлось ему по душе, поэтому старался не пропускать тренировки. Отдыхал всегда активно, ездил с друзьями на рыбалку по всей области. Уделял время и двоим сыновьям – Кириллу и Илье. Вместе активно проводили время, Вадим старался поддерживать их желание заниматься спортом.
– 3 января мы отмечали день рождения друга в кафе, случилась драка, меня толкнули с высоты вниз головой, – рассказал “КАРАВАНУ” Вадим Бурлаков. – В итоге я получил компрессионный перелом 7-го шейного позвонка, его просто раздробило. Людей, затеявших драку и толкнувших меня, так и не нашли. Эта травма сделала из меня не то чтобы другого человека, но на многие вещи и события в жизни я стал смотреть иначе. Много думал, размышлял. После операции меня перевели в палату, первая мысль была о том, что это скоро заживет и всё станет, как раньше. Врачи сказали, что травма тяжелая, но я был уверен в себе и считал, что пройдет немного времени и всё будет нормально.
Полтора месяца он находился в реанимации, каждый день к нему приходили мама и супруга. Кормили его с ложечки.
– Это был тяжелый период в жизни, но вместе мы справились, – поделился Вадим. – Конечно, были истерики и мысли, что жизнь закончена и дальнейшее существование не имеет смысла. Я был богатырем атлетического телосложения весом почти 100 килограммов и ростом 193 сантиметра, а теперь прикован к постели. Но я переборол себя, и всё изменилось. На врачей я особо и не надеялся, они сделали то, что было в их силах. Объяснили, что всё в моих руках. И если усердно заниматься, многое получится.
Реабилитация и надеждаСегодня Вадим понимает, что полноценно ходить уже, наверное, никогда не сможет. И не питает иллюзий, что встанет и пойдет. Единственное, о чем жалеет, что не начал заниматься раньше.
– По рекомендациям врачей начать занятия можно было только по прошествии 4 месяцев, – говорит собеседник. – Как только прошло это время, ко мне стали приходить друзья и пробовали посадить меня в кресло. Друг детства Евгений приезжал каждый вечер. Я мог сидеть только 40 секунд, потом терял сознание и падал. В таком режиме тренировок прошел год. Изменений никаких не было, я только лежал и вспоминал занятия в спортзале. И я снова попал туда, но уже лежа в клинике “Дару” в Актобе. Друзья помогли собрать деньги на поездку и реабилитацию. Там мы начали делать упражнения, а примерно через неделю я попробовал сесть в коляску, и у меня получилось. Просидел 6 часов. Эмоций было море. Через некоторое время там же прошел еще один курс реабилитации. Но понял, что в Казахстане нормальных реабилитологов нет.
“Мечтай, делай”По такому принципу сегодня живет Вадим. Конечно, ему, как и многим другим людям с ограниченными возможностями, хотелось бы, чтобы государство помогало жить. Но при этом он утверждает, что и сам инвалид должен делать всё, что в его силах.
– Конечно, государство помогает пособием, выделяет средства гигиены и реабилитации, – рассказывает собеседник. – Но те средства реабилитации, на которые государство выделяет деньги, не подходят всем подряд, они должны быть индивидуальными. К примеру, у меня электрическая коляска, произведенная в Германии, стоимостью 1,5 миллиона тенге, но государство не выделяет таких денег. Конечно, нам удалось купить ее за свой счет намного дешевле. В этом помогли друзья и семья. Говорят, что инвалидам дают квартиры – да, это так, но сейчас их получают те, кто стоял в очереди по 25 лет. Если честно, я не надеюсь, что когда-нибудь получу жилье от государства. Ребята, с которыми мы занимаемся спортом в обществе, взяли жилье в ипотеку. И я тоже хочу, но пока нет возможности. Да, у меня большой двор, и я начал строительство дома, уже выкопали фундамент. Делаем потихоньку-помаленьку, когда-нибудь я построю себе дом. Но и кредит на строительство был бы в радость.
По словам Вадима, некоторые инвалиды критикуют государство, что оно для них ничего не делает. А он утверждает, что в первую очередь нужно спрашивать с себя.
– По сути, государство ничего не должно человеку, – уверен Вадим Бурлаков. – Да, он попал в сложную жизненную ситуацию, но это сделал он сам, не государство же его туда повело, не на войне же был. Необходимо самому что-то делать. К примеру, я занимаюсь пауэрлифтингом, настольным теннисом. И если пауэрлифтингом я занимаюсь для себя, так как из-за травмы не могу много жать, то по теннису поставил себе задачу попасть в сборную. Надо работать – не нужно равняться на кого-то, просто надо сегодня быть лучше, чем вчера. Я живу по принципу: “Мечтай и делай”. Мысль материальна, но не нужно лежать и думать, что всё получится, а день за днем идти к цели. Все проблемы у нас в голове: если сам не захочешь быть кем-то, ты им и не станешь. Надо осознать, что всё в твоих руках. Признав и приняв себя человеком с ограниченными возможностями, нужно жить дальше и ставить новые цели. А когда сам захочешь, то в начинаниях тебя поддержат не только родные, но и чужие люди. Главное – это изменить себя, если этого не сделать – никто не поможет. Как бы родные ни старались, что бы они ни делали, сколько бы средств в тебя ни вкладывали, ничего не изменится.
Спорт открыл второе дыханиеЧерез несколько лет после травмы супруги Бурлаковы развелись, но Вадим бывшую жену не осуждает. Для него это нерадостное событие стало стимулом в дальнейшей работе над собой.
– Ей пришлось очень тяжело, я понимаю, сколько она со мной мучилась, – рассказывает мужчина. – Но в то же время развод стал для меня толчком к тому, что я должен стать лучшим. Если я инвалид и принял это, то буду самым крутым инвалидом. Как раз в это время приобрел немецкую коляску, которая сделала меня независимым. Всё изменилось с того момента. Затем через спорт у меня открылось второе дыхание. Понял, что могу, что конкурентоспособен.
Случайных встреч в жизни не бывает. И в этом Вадим уже не раз убеждался. К примеру, еще в больнице он познакомился с Азаматом Елемисовым. После выписки они продолжали общаться, переписываться в “Одноклассниках”.
Однажды он увидел на странице знакомого фотографии с занятий пауэрлифтингом, с различных соревнований и позвонил ему.
– Я сказал Азамату, что очень хочу попасть в спортзал и добраться до штанги, – поясняет собеседник. – Он ответил: приезжай в общество “Умит-Надежда”. Так, в марте 2018 года в обществе мы встретились с тренером Григорием Зибелевым и начали заниматься. Первые занятия со штангой не приносили результатов. Но мы упорно тренировались каждый день, и всё получилось.
После Вадим стал участвовать в соревнованиях. Сегодня у него 7 наград с различных соревнований. Он стал чемпионом Костаная по парапауэрлифтингу, на областных состязаниях занял 2-е место. В мае 2019 года тренер общества Азиза Шалабаева предложила ему попробовать силы в настольном теннисе.
– Я никогда даже ракетку в руках не держал, – рассказывает спортсмен. – Но она меня убедила. Решил попробовать, стало потихоньку получаться. И уже в августе 2019 года на Паралимпийских играх Костанайской области в настольном теннисе я занял 2-е место в личном и командном зачетах. В декабре на турнире на призы Оспанова – 1-е место. Также был первым в городских соревнованиях и турнире в Аркалыке на призы акима города. Сейчас готовлюсь к чемпионату республики.
Сегодня кроме тренировок Вадим Бурлаков работает в проекте “Асар”. В его рамках при поддержке Фонда “Сорос-Казахстан” они помогают людям из социально уязвимых слоев населения в период пандемии. Перевозят тяжелобольных, раздают продуктовые наборы, проводят юридические консультации, помогают получать справки с платформы egov.kz.
Вместе легчеПо словам собеседника, государство идет навстречу инвалидам. Делает скаты и спуски на дорогах, пандусы в зданиях. Начало штрафовать владельцев объектов, где нет доступа для людей с ограниченными возможностями.
– Не везде всё устанавливается как надо, есть административные и жилые здания, где подъемники и пандусы делаются для галочки, – подчеркивает собеседник. – Я часто езжу по городу, хотелось бы попросить тех, кто ремонтирует дороги, чтобы они обращали внимание на бордюры, делали нормальные скаты. Они должны быть более пологими, это же несложно, а нам будет удобно ездить.
По словам Вадима, сейчас есть еще одна проблема, но он планирует решать ее сам. Хотя от помощи не отказался бы.
– У нас квартал, где живет 5 семей, не газифицирован, мы топим печки, – делится спортсмен. – Здесь живут только пенсионеры и я. Сейчас за свой счет нам нужно протянуть ветку, которая каждому из нас обойдется в 400 тысяч тенге, плюс понадобятся деньги на покупку газовых печей или котлов. Хотелось бы получить поддержку от государства, но если не получится, сами как-то решим вопрос.
Как и у каждого спортсмена, у Вадима Бурлакова есть мечта – стать олимпийским чемпионом. Он поставил перед собой цель завоевать звание чемпиона Казахстана. Пусть не в этом году, в следующем, но в своей победе он уверен.
КОСТАНАЙ