Что Вы чувствуете при виде трепещущей пестрой бабочки в липкой паутине и приближающегося к ней паука? Он подождет, пока она окончательно выбьется из сил, покорно и обездвижено примет свою трагическую участь. Но ведь бабочка могла еще порхать и радовать своей красотой…
Зачастую такую политическую «паутину» плетут и те, кому выгодно подчинить себе и уничтожить не одну страну… К сожалению, хронология последних трех десятилетий демонстрирует нам множество подобных примеров: Босния и Герцеговина, Афганистан, Югославия, Ирак, Пакистан, Ливия, Сирия, Украина… И уж никак не хочется, чтобы этот список пополнили две крупные страны центральноазиатского региона – Казахстан и Узбекистан.
Но полномасштабная и долгосрочная работа по всем направлениям западных политиков во главе с Соединенными Штатами Америки, безусловно, раскачивает ситуацию в мире.
Американское издание The Wall Street Journal пишет, что Вашингтону «следует использовать Казахстан и Узбекистан в борьбе против Китая». «Тридцать лет прошло с тех пор, как США получили доступ в Центральную Азию, долгое время скрывавшуюся в тени Кремля, пора разработать более широкую стратегию для региона — такую, которая учитывает стремительно развивающуюся геополитику в Евразии, поскольку Пекин стремится заполнить вакуум, созданный ослаблением влияния России», — говорится в статье.
Издание (WSJ) сообщает, что иметь дело с авторитарными режимами Туркмении и Таджикистана бесперспективно, а вот остальные три страны региона представляют интерес. Это Киргизия, прошедшая через несколько волн революций, Узбекистан, который стал активнее проводить демократические реформы после смерти «диктатора советской эпохи» Ислама Каримова, и особенно Казахстан — крупнейшая и наиболее сильная страна региона.
Отмечается, что, как лидер региона, Казахстан может стать примером для соседей, «олицетворением успеха американской кампании по формированию светского государственного управления в странах с мусульманским большинством, включая права женщин и меньшинств, а также охрану окружающей среды».
Белый дом «может и должен» воспользоваться тем, что Казахстан любит организовывать форумы многосторонней дипломатии, а Узбекистан открыл свою экономику. Поэтому необходимо, резюмирует издание, назначить в регион своего специального представителя.
Что и происходит в 2021 году. Советником главы государства по вопросам экономического развития и эффективного управления, назначенным Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым, становится бывший руководитель Европейского банка реконструкции и развития, британский политик индийского происхождения Сума Чакрабарти. Эту же должность он занял и у президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. И думается, что вряд ли это простое совпадение…
Быть одновременно консультантом глав государств подразумевает очень тонкую дипломатию. Занимая данную должность, Чакрабарти отрабатывает искусство принуждения президентов играть в свою игру и по своим правилам.
Чакрабарти хорошо знаком с Казахстаном. Будучи главой Европейского банка реконструкции и развития, он вкладывал деньги в проекты в Северо-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях по модернизации местных производств. Чакрабарти владеет экономической ситуацией в РК и в регионе в целом.
Он представляет в первую очередь интересы Великобритании, и нужно бы предвидеть и не повторить притчу про волка в овечьей шкуре. Известно, что на протяжении всей истории своего существования Великобритания, если и давала кому-то фунт, то лишь с целью выжать потом из этого фунта – сто. А за последние 15 лет Великобритания принесла в казахскую экономику посредством британских инвестиций без малого свыше 14 млрд. долларов. На сегодняшний день эта европейская страна, по данным МИД РК, входит в пятёрку основных экономических партнёров Казахстана.
Однако осуществляемый политический вектор Вашингтона и Великобритании не ведет Казахстан, впрочем, и Узбекистан тоже к идеальной экономике и внешнеполитическому развитию. Сценарий совсем иной. Ключевое слово - «следует использовать». Руководство обеих стран должно отдавать себе отчет, что США и Европа преследуют в первую очередь свои интересы. Неужели до сих пор не ясна истинная причина навязывания этой так называемой «демократии»? Инвестиции – это не желание развивать экономику региона, это желание использовать недра и природные ресурсы стран ЦА.
Правящей элите Казахстана, а особенно Касым_Жомарту Токаеву нужно понимать, чем может быть чревата такая приближенность. Тем более, что горький опыт уже и был, когда Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев пользовался советами экс-премьер министра Великобритании Тони Блэра. Новый советник состоял на полном довольствии, получив за время своей службы за свои, весьма сомнительные, советы 8 млн. фунтов стерлингов. Никаких весомых экономических прорывов советы Тони Блэра Казахстану не принесли, но вот имиджевый ущерб и государству, и самому Нурсултану Назарбаеву он нанёс существенный. После завершения службы в Казахстане Тони Блэр дал интервью серьёзным международным изданиям «Financial Times» и «The telegraph», в котором облил грязью республику и ее Первого президента.
Но всё могло быть ещё хуже, если бы Нурсултан Назарбаев решительно не пресёк попыток цветного переворота в Казахстане. Как известно, над возможностью свержения законного главы государства тогда вовсю работали американцы, с которыми у британцев всегда единая политическая линия, только разный стиль работы. Американцы действуют нахраписто и специализируются на цветных переворотах по методичке Шарпа, а британцы работают тихо и незаметно, запутывая в своих сетях элиту и руководство страны до такой степени, когда последние уже не могут вырваться и начинают играть на стороне британцев.
К слову, главный центр так называемой казахской оппозиции во главе с Мухтаром Аблязовым, арестованным во Франции в 2013 году, располагался и располагается по сей день именно в Лондоне.
И, если вспомнить, что Тони Блэр до того, как стал советником Н. Назарбаева, был точно таким же советником несчастного Муаммара Каддафи, растерзанного боевиками во время цветного переворота в Ливии, то становится очевидно, что ждало Казахстан и его Первого президента, если бы у него не хватило политической воли пресечь подобный сценарий в зародыше.
Нельзя предположить, что подобное совместительство в лице одного и того же советника в соперничающих за региональное лидерство странах было бы возможно без предварительной договорённости сторон. А раз так, невозможно представить, чтобы эта договорённость состоялась сама по себе без закулисного давления третьей, заинтересованной стороны, в данном случае, Великобритании.
Любопытно, что в своем интервью «Независимой Газете» Чакрабарти говорит о Казахстане как лидере Центральной Азии в плане экономических реформ уже в прошедшем времени. При этом уже узбекскому изданию «Газета.UZ» он сообщает, что «дает советы президенту относительно того, что называется экономической стратегией и экономической реформой. Это первое направление. Оно охватывает очень широкий круг вопросов… Но по сути речь идет о том, чтобы придать мощный импульс экономической реформе, сильно продвигая её вперед». Второе направление — повышение эффективности государственного управления в Узбекистане. Третье направление связано с коммуникациями и международным брендингом страны.
Что касается последнего третьего пункта, то Чакрабарти уверен, что для поддержания и улучшения статуса бреда важны экономические и политические реформы. В качестве примера стран, у которых можно этому поучиться, он приводит страны Балтии и Грузию… Вдумайтесь к чему и куда он ведет руководство обеих республик! При этом озвучивая близкое и тесное сотрудничество с главами Казахстана и Узбекистана особенно. «Я установил с ним (Шавкатом Мирзиёевым) очень чуткие, на мой взгляд, близкие отношения, когда я был президентом ЕБРР, и они продолжаются по сей день. Когда встречаемся, мы обычно довольно много времени проводим в беседе. Иногда мы едим вместе. Обычно это встречи один на один с одним переводчиком, и всё. Так что это очень открытые и прозрачные отношения. Я советник. Я просто ожидаю, что меня выслушают, но не всё, что я говорю, может быть осуществлено», — подчеркнул он в ходе интервью, добавив, что их семьи также знакомы друг с другом.
И теперь на роль лидера региона активно устремляется Узбекистан, и надо полагать, не без помощи советов британского советника.
Будучи советником президента Казахстана, Сума Чакробарти неминуемо имеет доступ к государственной тайне, а, следовательно, может передавать эти секретные сведения в Ташкент. Так же и наоборот. Государственная тайна не всегда бывает лицеприятной для соперничающих государств. И её передача вряд ли послужит делу мира и добрососедства между странами.
Уверены, ни один руководитель государства не может этого не понимать. Почему же тогда президент Казахстана действует вопреки выгоде своего государства и своей собственной. И ответ один: на него умело давят.
Как известно, в Лондоне любит ошиваться не только внесистемная оппозиция, там проживают и кутят многие представители новой казахской элиты, их дети и внуки. Через них огромные средства утекают из Казахстана в Лондон. И если к представителям казахской оппозиции в Лондоне относятся лояльно, то к представителям казахской элиты – нет.
В январе 2018 года в Великобритании был введён закон, нацеленный якобы на борьбу с отмыванием заработанных преступным путём капиталов. Ордер на богатство необъяснимого происхождения исключает презумпцию невиновности. Владелец капиталов, которые в Лондоне сочтут необъяснимыми, сам должен доказывать их законность. Если у него это не получится, капиталы изымаются в казну Великобритании. Хотя, если бы закон действительно был нацелен на борьбу с преступными способами обогащения, капиталы бы возвращались в страну, где они преступным образом были сколочены. А так – это просто инструмент по завладению средствами, выкачанными из государств, где это возможно, в том числе и из Казахстана. Так же это великолепный способ давления на руководство стран, элиты которых очень любят Лондон.
Вспомним недавнюю историю с Даригой Назарбаевой и Рахатом Алиевым – дочерью и внуком Н. Назарбаева, у которых в Лондоне был наложен арест на всё имущество. Потом они якобы доказали свою невиновность в Лондонском суде, и арест был снят. На какие уступки пошло руководство Казахстана, чтобы умилостивить суд Лондона – нам не ведомо.
Это один пример из очень и очень многих. В казахской прессе регулярно вспыхивают зарницы скандалов, связанных с арестом имущества тех или иных представителей казахских элит, проживающих в Лондоне. О том, какой политический торг идёт за кулисами этих событий – нам, опять же, не ведомо. А торг идёт именно через таких вот британских представителей, как Сума Чакрабарти.
Налицо парадоксальная ситуация: с одной стороны, правительство Великобритании демонстрирует показное дружелюбие к верхнему эшелону казахской власти, а с другой – проявляет неприкрытую агрессию к детям, внукам и другим родственникам высших руководителей. С одной стороны, элитарии отлично знают, что в Лондоне рано или поздно их начнут трясти, а с другой – продолжают стремиться в Лондон вместе со своими сомнительными капиталами. Т.е. Великобритании уже удалось превратить казахскую элиту в политических заложников, благополучие которых напрямую связано с политическими решениями руководства Казахстана. Если решение принято в интересах Великобритании, в Лондоне на происхождение средств казахских богачей не обращают внимания. Если политическое решение принято в интересах Казахстана – в Лондоне толстосумам начинают предъявлять ордера на богатство необъяснимого происхождения.
И вот когда на фоне традиционного британского лицемерия и двойных стандартов повторяются ошибки человека, который в недавнем прошлом продал страну таким вот лже-советникам и чуть не привел ее к необратимым последствиям, становится страшно и волнительно за отчизну и ее жителей в настоящем и будущем…
Какова же роль и стратегия экономического советника двух глав в данных направлениях: утопить экономику лидера, чтобы вывести на политическую арену центральноазиатского региона нового? Или «умело использовать» экономики обеих стран в угоду западным странам и прежде всего США для решения амбиций по лидерству в ЦА против Пекина и Москвы? Пока на данном посту Чакрабарти находится второй год, а как известно, британцы любят играть в «долгую». Потому мы продолжим пристально следить за его работой. Важно, чтобы в ходе этой игры все почти 50 млн жителей обеих стран во главе со своими президентами не стали жертвами и марионетками и не было слишком поздно…