В конце октября 2019 года в интервью корреспонденту информационного агентства Синьхуа вице-президент Академии наук Республики Узбекистан Бахтиер Ибрагимов сделал много пафосных заявлений насчёт развития и укрепления узбекско-китайского сотрудничества в сфере науки и высоких технологий. Сотрудничество в этих сферах, по его мнению, может стать локомотивом развития человеческой цивилизации.
Мнение Бахтиера Ибрагимова в большой степени основано на историческом факте, что территория Узбекистана в древности являлась важным перевалочным пунктом Великого Шелкового пути. Да, всё это было, было… Но, во-первых, дислокация центров научного и технологического развития со временем меняется. А, во-вторых, торговое и промышленное сотрудничество с Китаем в рамках современной модификации Великого Шелкового пути – ШОС – это одно. И необходимость развития такого сотрудничества никто не оспаривает. А сотрудничество в сфере науки и высоких технологий – это нечто иное. Для такого сотрудничества от обеих сторон требуются, как минимум: наличие передовой научной базы, кадровых ресурсов и собственных уникальных технологий. Располагает ли всеми этими условиями на данный момент Китай? – Очевидно, что нет.
И хоть в ноябре 2018 года между Академией наук Узбекистана и Академией наук Китая был подписан договор о развитии научно-технического сотрудничества, сейчас можно говорить лишь о взаимодействии узбекских и китайских учёных в сфере естественных и гуманитарных наук. В сферах ядерных технологий и космических исследований дела обстоят, мягко скажем, очень скромно. А почему? В первую очередь потому, что Китай не обладает ни собственными технологиями, ни кадровыми ресурсами в этих отраслях человеческого знания.
Кроме того, о китайских компаниях за рубежом давно ходит дурная слава в том смысле, что они, не обладая собственными технологиями, стремятся получить всеми возможными способами незаконный доступ к разработкам стран, с которыми сотрудничают. США и другие западные страны уже давно были обеспокоены тем, что китайское правительство, возможно, использует технологии «Huawei» с целью промышленного и научного шпионажа. О чём заявляли еще в далеком 2012-м. Но после того, как в декабре 2018 года вокруг китайской компании «Huawei» разгорелся крупный международный скандал, эти предположения обросли многочисленными фактическими доказательствами.
Министерство юстиции США выдвинуло подозрения данному телекоммуникационному гиганту и его финансовому директору Мэн Ваньчжоу, которого задержали в канадском городе Ванкувере, по 13 пунктам. ФБР обосновано заподозрило «Huawei» в краже коммерческих тайн у американской компании T-Mobile, обмане Всемирного Банка и препятствовании в осуществлении правосудия.
США, Австралия и Великобритания, сразу же ввели ограничения на продукцию компаний «Huawei» и ZTE из-за угрозы национальной безопасности. В связи с тем, что правительства этих стран пришли к выводу, что спецслужбы Китая имеют неограниченный доступ к блоку памяти в смартфонах «Huawei», что позволяет им отовсюду получать засекреченную информацию.
Но скандал с «Huawei» рамками США не ограничился. В январе 2019 года в Польше задержали двух сотрудников «Huawei» по подозрению в шпионаже в пользу Китая. В упомянутой компании от комментариев данного события тогда воздержались.
После чего Еврокомиссия выразила беспокойство по поводу вероятной причастности «Huawei» к шпионажу. А в Чехии, чтобы предотвратить нежелательные утечки данных, чиновникам вообще запретили пользоваться продукцией данного производителя.
Как известно, дыма без огня не бывает. В феврале 2020 года, по сообщению министерства юстиции США, компании «Huawei» было выдвинуто окончательное обвинение. Сотрудники «Huawei» использовали различные способы получения доступа к секретным данным: от получения сведений через завербованных научных сотрудников до физического доступа к разработкам, - утверждает министерство юстиции США.
Так, например, согласно иску в 2012- 2013 годов, представители «Huawei» использовали соглашения о неразглашении, чтобы проникнуть в лабораторию робототехнической компании, после чего сфотографировали находящиеся там манипуляторы и отправили фотографии в «Huawei».
А в 2004 году, в ночь перед проведением выставки технологий, сотрудник «Huawei» с бейджем компании «Weihua» зашёл в павильон конкурента, и, сняв кожух с устройства компании-конкурента, сфотографировал его внутренние компоненты. Именно таким образом, по утверждению обвинителей, «Huawei» заполучила секретные наработки в области систем контроля качества, сетевого оборудования и антенн.
Помимо всего прочего, ФБР также заявило о наличии доказательств ведения «Huawei» бизнеса со странами, находящимися под санкциями США. Во внутренней переписке Huawei скрывала их под различными кодами. Известно, что «Huawei» работала в этих странах через подразделение Skycom. Тот факт, что сотрудники «Huawei» связь двух компаний так и не признали, ещё не свидетельствует о том, что такой связи нет.
Компания «Huawei» чуть ли не возглавляет список фирм, которым запрещено работать в США, и Дональд Трамп уже призывал всех партнеров Вашингтона прекратить сотрудничество с данным концерном.
В связи со всем выше перечисленным руководству Узбекистана надо очень хорошо подумать, прежде чем оно допустит китайские корпорации к сотрудничеству в таких серьёзных, наукоёмких проектах, как строительство первой Узбекской АЭС возле озера Тузкан в Джизакской области и возведение суперсовременной радиоастрономической обсерватории «Суффа» в отрогах Туркестанского хребта.
Складывающаяся вокруг китайских компаний политическая обстановка подсказывает, что сотрудничество с ними в данных, важнейших для развития Узбекистана, проектах необходимо признать нецелесообразным. Потому что это взаимодействие чревато повышенными репутационными рисками, ухудшением отношений с ведущими странами Запада и осложнением положения РУз на международной арене.


В Москве вручили первую премию «Бриллиантовая бабочка»
В Бишкеке прошло заседание Комиссии по развитию исторической науки
Avtomobil yoʻllari sohasidagi ishlar holati va navbatdagi vazifalar koʻrib chiqildi
Korrupsiyaviy va iqtisodiy qonunbuzarliklarga qarshi kurashish, komplayens nazoratini takomillashtirish masalalari koʻrib chiqildi
ОшГУ развивает сотрудничество с колледжами Узбекистана
Жээнбек Кулубаев встретился с Исполнительным секретарём ЭСКАТО
Oʻzbekiston va Paragvay Prezidentlari Qoʻshma bayonot imzoladilar
День геолога. Горнодобывающий сектор является одним из ключевых направлений промышленности страны
Обсуждены вопросы обеспечения региональной безопасности между Таджикистаном и Великобританией
- ЦА
- Китай
- Россия
- Казахстан
- Кыргызстан
- Узбекистан
- Таджикистан
- Туркменистан
© 2019–2025, "CASIAN.INFO" – Новости Центральной Азии.