7 декабря во всём мире отмечается Международный день гражданской авиации. Дата – хорошая возможность подчеркнуть сложность работы пилотов и бортпроводников, диспетчеров, инженеров и представителей других специальностей, которые обеспечивают безопасность, точность и комфорт полётов. Этот день учреждён в честь подписания Конвенции о гражданской авиации в Чикаго. В 1996 году праздник официально был установлен Генеральной Ассамблеей ООН. Корреспондент НИАТ «Ховар» побеседовал со вторым пилотом авиакомпании «Сомон Эйр» Татьяной Афентьевой.
— Спасибо большое. Знаете, когда я впервые села в самолёт, а мне тогда было 18 лет, меня восхитили прекрасные бортпроводницы, и я решила, что стану именно бортпроводницей. Я, наверное, как и любая девушка, всегда мечтала путешествовать. В связи с этим в 2011 году по конкурсу прошла отбор и стала бортпроводницей авиакомпании «Таджик Эйр». Вначале была уверена, что по долгу службы буду много путешествовать по миру и знакомиться с красотами разных стран. Но уже спустя совсем короткое время поняла, что эта работа очень ответственная, отнимает много времени и сил. После рейса у тебя уже не остаётся сил, ты обязательно должна отдохнуть перед следующим полётом. Спустя годы увидела девушку-пилота и меня с тех пор не покидала мысль попробовать обучиться этой профессии. В 2014 году один из командиров воздушного судна придал, можно сказать, мне веры в себя и сказал, что я могу обучиться этой профессии в России, там есть специальные учебные заведения, в которых наряду с мужчинами обучают и женщин. Так, в 2015 году я отправилась на обучение в лётное училище имени Г. Тарана Российской Федерации (Сасовское лётное училище гражданской авиации) и обучалась управлению самолётами Cessna 172S и Л-410. Отучившись три года, получила диплом и лицензию пилота. По окончании училища вернулась в родной Таджикистан и обратилась в авиакомпанию «Сомон Эйр», прошла тестирование и была принята на работу в должности пилота. При поддержке руководства авиакомпании меня отправили на переобучение, и я за три месяца обучилась управлению современными самолётами Boeing 737/NG. После этого под строгим руководством пилотов-инструкторов приступила к практическим полётам. Я искренне благодарна всем, кто поделился со мной своим ценным опытом и знаниями. Помню, как меня поддержали моя мама, друзья и коллеги. И во многом благодаря именно этой поддержке я смогла преодолеть все сложности, которые стояли на моём пути к достижению цели.
— К счастью, у меня отличный коллектив, где мне повезло быть единственной женщиной среди пилотов-мужчин. Каждый мне старается помочь, коллеги меня поддерживают, а я в свою очередь набираюсь опыта у них. У наших пилотов действительно высокий уровень профессиональной подготовки, и я горжусь, что работаю в этом коллективе. Когда нахожусь за штурвалом, у нас нет разделения по половому признаку, там важен профессионализм, как ты справляешься со своей задачей — безопасно и комфортно доставить пассажиров из пункта А в пункт Б. Что касается пассажиров, то мы их не видим, так как находимся весь полёт в кабине за закрытыми дверями. Объявления пассажирам зачитывает только командир воздушного судна.
—
— Я не испытывала особого волнения как перед предстоящим самостоятельным полётом, так и во время его совершения. Это был обычный рабочий день, сам полёт прошёл отлично. Обстановка в экипаже была располагающей и дружной.
—
— Управлять самолётом не так трудно, как очень ответственно. К управлению не допустят без необходимых знаний и опыта, нужно пройти очень долгий путь, чтобы тебя допустили к штурвалу. Необходимо пройти все тестирования и сдать экзамены, отлетать стажёрские часы на знание пилотирования. Только после долгих проверок могут допустить управлять самолётом. У меня на всё это ушло около 6 лет.
—
— Да, конечно. Я постоянно прохожу тренировки на тренажёрах, у нас специально есть программы по пилотированию в сложных метеоусловиях, одна так и называется сокращённо «Тренировка в СМУ». Погода не предсказуема, вылетая из аэропорта, мы изучаем все особенности метеообстановки по маршруту и знаем, что нас ожидает, но иногда приходится сталкиваться со сложностями. И если мы понимаем, что нам эти условия не позволительны для посадки, допустим, сильный боковой ветер, то, конечно же, будет принято решение уйти на запасной аэродром, чтобы не подвергать опасности пассажиров. Если мы ожидаем турбулентность, то тоже принимаем решение сменить эшелон полёта для большего комфорта.
— Я считаю таджикский язык, как и русский, своим родным языком. Порой мне легче выразить свою мысль на таджикском языке, практически все люди из моего окружения разговаривают именно на этом языке. Я родилась и выросла здесь, окончила школу, получила высшее образование на таджикском языке, трудно было его не выучить. А по долгу службы я владею английским языком не ниже 4 уровня по шкале ИКАО.