28 мая Президент США Дональд Трамп подписал Указ «О регулировании социальных сетей», который стал резонирующей новостью последних дней. На основании этого Указа может быть изменено действие статьи 230 принятого в 1996 году Акта о соблюдении приличий в области коммуникаций, защищающего социальные сети, такие как Twitter и Facebook от уголовного преследования из-за опубликованного пользователями контента.
По словам американского лидера, социальные сети имели «беспрецедентную защиту от ответственности, основываясь на теории о том, что они являются нейтральной платформой».
Своими рассуждениями по этому поводу с НИАТ «Ховар» поделился ведущий специалист управления анализа и прогнозирования внешней политики Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Файзулло МУХАММАД.
По его мнению, принимаемые меры иностранными государствами и компаниями, направленные на ограничение дезинформации и размещение незаконных материалов, оправданы тем, что статья 19 Всеобщей декларации прав человека определяет свободу слова не только как выражение мнений и убеждений, но также как право получать информацию. Распространение всякого рода дезинформации часто заполняет виртуальное и реальное пространство, занимая место проверенной и достоверной информации. Не должно быть правомерным распространение преступной идеологии, призывов к экстремистской и террористической деятельности, а также вредной для здоровья и жизни людей дезинформации, несмотря на то, что человек может вполне искренне быть уверенным в своих убеждениях.
Файзулло Мухаммад отмечает, что современную эпоху смело можно назвать эрой интернета. Согласно статистике, на начало 2020 года во всем мире интернетом пользовались 4,5 миллиарда человек, из которых 3,8 миллиардов, зарегистрированы в социальных сетях. Одна только социальная сеть Facebook имеет 2,5 млрд активных пользователей в месяц, занимая 3-е место в рейтингах самых посещаемых веб-сайтов. Социальные сети стали неотъемлемой частью не только виртуального пространства, но также частью повседневной жизни половины населения планеты.
Социальные сети, являясь неотъемлемой частью современного мирового прогресса, как и другие явления, заключают в себе не только положительные тенденции, но и отрицательные. Социальные сети могут служить в качестве эффективного средства коммуникации между людьми, инструмента политической манипуляции и массового убеждения, а также эффективной платформой распространения преступной идеологии и быть источником дезинформации. История социальных сетей показывает, что они также сыграли роль плацдарма для целых движений, которые выступали за различные антинаучные и нерациональные идеи. Такие заблуждения, как идея плоской земли, движение отрицания негативных климатических изменений и многое другое. На первый взгляд различные конспирологические теории не носят в себе вреда, однако, как показали последние события, люди начали разрушать вышки 5G, которые как им казалось, распространяют вирус, массово не носили медидцинские маски, отрицая существование пандемии COVID-19.
Несомненно, важным является изучение и потенциальное применение зарубежного опыта по противодействию дезинформации и противоправного контента. В частности, 30 июня 2017 года Бундестаг ФРГ принял закон «Об улучшении правоприменения в отношении социальных сетей». Закон определяет наложение штрафов достигающих до 50 млн евро, в случае игнорирования интернет — корпорациями запросов соответствующих государственных органов ФРГ об удалении контента, обладающего противоправными признаками. Следует отметить, что власти Германии имеют возможность взыскания штрафов с социальных сетей даже в случае опубликования недопустимых материалов за пределами ФРГ, если к ним имеют доступ немецкие пользователи.
26 марта 2020 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал поправки в законодательство, которые ввели уголовную ответственность за распространение не соответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций.
Значимым является также принятие мер со стороны самих интернет — компаний. 20 мая 2020 года корпорация Google опубликовала правила о запрещении публикации на видеохостинге Youtube контента о COVID-19, способного привести к причинению серьезного вреда здоровью. Таковыми признаются материалы, в которых отрицается существование коронавирусной инфекции; видео, в которых утверждается, что социальное дистанционирование и самоизоляция не являются эффективными мерами по сдерживанию распространения вируса и другие материалы подобного рода.
Республика Таджикистан, в свою очередь, в целях повышения результативности ограничения негативных тенденций в социальных сетях принимает отраслевые нормативно-правовые акты и вносит поправки в действующее законодательство, совершенствуя правовую систему. Примером может служить внесенные в июне 2018 поправки в статью 179 Уголовного кодекса РТ «Публичные призывы к совершению преступлений террористического характера и (или) публичное оправдание террористической деятельности».
По мнению Ф.Мухаммада, вне всяких сомнений, существует проблема недопустимого распространения контента и недостаточность её правового регулирования в социальных сетях. По этой причине, необходимо выработать стратегии по усовершенствованию методов противодействия распространению противоправного контента и улучшить механизмы минимизации дезинформирования в социальных сетях с учётом успешного опыта зарубежных стран.
В заключении, Ф.Мухаммад отметил, что инициатива Президента США Дональда Трампа о регулировании социальных сетей, является приемлемой и своевременной мерой, которая восполняет правовой вакуум и способствует предотвращению негативных тенденций в социальных сетях, что однозначно послужит повышению культурно-социальной и правовой этике поведения в виртуальном пространстве.