Необычайно бурное оживление экономики в первой половине текущего года стало стимулом для повышения экономической активности в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках региона Европы и Центральной Азии, а темпы роста региональной экономики, ожидаемые в 2021 году, превышают предыдущие прогнозы (5,5%). Как передает НИАТ «Ховар», об этом говорится в опубликованном вчера, 5 октября докладе Всемирного Банка (ВБ) об экономических показателях региона.
Главным фактором оживления экономики было активное восстановление объемов экспорта в первом полугодии текущего года, что было связано с нормализацией экономической активности в еврозоне, резким ростом цен на сырье и повышением внутреннего спроса на фоне вакцинации населения и реализации пакетов мер поддержки экономики, говорится в пресс-релизе ВБ. Однако полученный экспортом импульс, похоже, ослабевает ввиду продолжающегося распространения во всем мире и в регионе более заразных штаммов COVID-19, что также затормозило процесс восстановления внутреннего спроса.
Согласно прогнозам, в 2022 году темпы экономического роста в регионе снизятся до 3,4 % по мере дальнейшей стабилизации внешнего спроса и цен на сырье, замедления темпов роста мировой экономики и отмены стимулирующих мер, введенных в связи с пандемией. Ввиду продолжения пандемии прогноз остается крайне неопределенным, особенно с учетом неравномерного доступа к вакцинам и антипрививочных настроений. Восстановление экономики региона сопровождалось резким ускорением инфляции и остается уязвимым для финансового стресса, который может быть спровоцирован неожиданным ужесточением условий кредитования на внешних рынках или резким повышением неопределенности экономического курса и усилением геополитической напряженности.
«Пандемия продолжает определять экономические перспективы стран Европы и Центральной Азии. Однако теперь, когда уровень вакцинации в регионе повышается, правительства могут сосредоточиться на том, чтобы обеспечить инклюзивность, устойчивость и стабильность процесса восстановления после окончании пандемии. Для долгосрочного роста необходимо формирование конкурентной деловой среды, которая способствует осуществлению предпринимательской деятельности и создает благоприятные условия для динамичного развития частного сектора», – отметила Анна Бьерде, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии.
Как показали результаты специального анализа на тему «Конкуренция и восстановление предприятий после пандемии Covid-19», который проводился на основе данных исследований Всемирного банка «Опросы предприятий» (Enterprise Surveys) и «Пульс бизнеса» (Business Pulse Surveys), пандемия оказала сильное и дифференцированное воздействие на предприятия. В среднем, на предприятиях региона произошло значительное падение ежемесячного объема продаж и сокращение численности работников, занятых полный рабочий день. К началу мая текущего года каждое четвертое предприятие предполагало, что в течение ближайших 6 месяцев у него возникнет просроченная задолженность по существующим финансовым обязательствам. Более мелкие и более молодые компании, а также предприятия, где собственниками являются женщины, до сих пор не могут восстановить объем продаж после первоначального обвала.
Кризисы могут разорять многие предприятия, но они нередко оказывают положительное воздействие, перераспределяя ресурсы в пользу более производительных предприятий за счет менее производительных. Подтверждения этого факта можно также найти в регионе Европы и Центральной Азии, особенно в странах с более конкурентными рынками. Действительно, на предприятиях, где до кризиса был высокий уровень производительности труда, падение объема продаж и сокращение численности работников оказались намного меньше, чем на предприятиях, где до кризиса была низкая производительность труда. Кроме того, у более производительных предприятий была выше вероятность адаптации к кризису за счет расширения деятельности на базе сети Интернет и перевода сотрудников на удаленную работу.
«Конкуренция играет важную роль, поскольку она ассоциируется с динамичным развитием, стимулирует предприятия к внедрению инноваций, выводит на рынок и обеспечивает рост эффективных компаний и при этом способствует уходу с рынка тех, кто менее эффективен, – говорит главный экономист Всемирного банка по региону ЕЦА Аслы Демиргюч-Кунт. – В странах с более конкурентными рынками и продуманной экономической политикой, направленной на защиту конкуренции, такое перераспределение ресурсов в пользу более производительных предприятий было еще заметнее».
В целях оперативного реагирования на первоначальные экономические последствия кризиса правительства многих стран реализовали программы общей поддержки экономики. Это были программы неотложной помощи, обеспечившие предприятиям и работникам защиту от самых тяжелых последствий. И хотя охват мер государственной поддержки значительно отличался от страны к стране, в среднем, 50% предприятий сообщили о том, что получили от государства ту или иную поддержку в ответ на неблагоприятные воздействия пандемии.
В целом, государства с большей долей вероятности предоставляли поддержку менее производительным предприятиям, у крупных компаний было больше шансов на получение поддержки в виде отсрочки платежей и льгот по уплате налогов, чем у мелких, а меры поддержки предоставлялись предприятиям без учета уровня их инновационности до начала кризиса.
По мере вступления стран в стадию восстановления экономики правительствам всех стран нужно будет, как можно скорее, приступить к постепенной отмене общих мер поддержки экономики и сосредоточиться на создании условий для формирования конкурентной деловой среды, которая является главным условием активного восстановления экономики, устойчивости к будущим кризисам и устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.
Для создания высококачественной конкурентной среды большинство стран Европы и Центральной Азии могут усовершенствовать свои институциональные основы и систему правоприменения, включая проведение экономических реформ, направленных на то, чтобы укрепить механизмы урегулирования несостоятельности (банкротства) и разрешения споров, облегчить вход на рынок для новых предприятий и повысить потенциал финансового сектора в части кредитования предприятий.