НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Еще два года назад новый мировой экономический кризис был спрогнозирован международными экспертами на основе проблем возрастающего корпоративного долга компаний по всему миру, однако коронавирусная пандемия 2020 года внесла свои коррективы. И пока аналитики взвешивают, может ли шок от Covid-19 стать «полезным» корректирующим фактором для мировой экономики в долгосрочном плане, важно уже сейчас обратить внимание на опыт работы с последствиями кризиса, передает МИА «Казинформ».
Международный опыт борьбы с последствиями мирового экономического кризиса напрямую связан со взаимодействием правительств стран с коммерческими банками. В период кризиса экономика замедляется, доходность повсеместно падает, что начинает отражаться на возврате выданных организациям и населению кредитов. Проблемный портфель у банков начинает расти, плюс под него банки создают дополнительные провизии – это средства, которые также исключаются из оборота. Для оживления кровеносной финансовой системы правительства стран вкупе с регуляторными мерами начинают вливать средства в экономику через банки, капитализируя их, предоставляя им долгосрочное финансирование или выкупая их стрессовые активы. Выкупают проблемные активы созданные для этого государственные компании по управлению стрессовыми активами (КУА).В Казахстане использована модель классической КУА с мандатом, направленным только на приобретение и управление стрессовыми активами. В 2012 году после потрясений, вызванных Глобальным экономическим кризисом 2008-2009 годов, Национальным банком по итогам изучения зарубежного опыта был создан Фонд проблемных кредитов (ФПК).
Создание государственных КУА – один из ключевых механизмов борьбы с кризисами и обеспечения стабильности финансовой системы, поскольку предотвращает более серьезные последствия – дефолт крупных банков, стагнация в экономике, обостренная социальная атмосфера.
Во всем мире такие КУА являются убыточными. Вопрос убытков и в целом возвратности средств у таких компаний зависит от трансфертной цены активов, передаваемых в государственные КУА. Для реализации стратегической задачей – предотвратить дефолт системообразующих банков, и в итоге всей финансовой системы, правительства стран, как правило, приобретают активы у банков по стоимости выше рыночной. В итоге, государственные компании по управлению стрессовыми активами принимают удар на себя – выводят из финансового сектора токсичные неликвидные активы, таким образом обеспечивая стабильность всей системы и, соответственно, экономическую безопасность страны.
Первая крупная сделка ФПК – выкуп стрессовых активов у АО «БТА Банк», в Фонд был передан достаточно токсичный и разнородный по структуре портфель активов. При этом большая часть переданных активов была достаточно низкого качества, что привело к формированию у Фонда существенных убытков в результате переоценки активов. Тем не менее, в стратегическом плане реализация сделки с АО «БТА Банк» позволила избежать дефолта системообразующего банка (59% портфеля Казкоммерцбанка состояла из долга БТА), обеспечить его дальнейшее слияние с другим крупным банком (Халык банком) и снизить риски краха финансовой системы страны.
В рамках другой крупной сделки Фонда с АО «Цеснабанк» был выкуплен портфель сельскохозяйственных кредитов, включая порядка 9% посевных земель страны в виде залогов. Перед Правительством встал вопрос продовольственной безопасности государства. ФПК в рамках поручений Правительства провел работу по заключению договоров о совместной деятельности с участием сельхозтоваропроизводителей и инвесторов, а также предоставил реструктуризацию долга ряду компаний-должников, что позволило стабилизировать финансовое состояние компаний, сохранить рабочие места и своевременно провести сезонные весенне-полевые и уборочные работы.
Кроме того, ФПК осуществил передачу ряда социально-значимых активов, включая простаивающие предприятия и земельные участки, в государственную собственность.
В части оценки деятельности ФПК, в результате его работы по оздоровлению и вовлечению активов, выкупленных в рамках обеих сделок, сохранено и создано свыше 260 тыс. рабочих мест, это порядка 3% занятого населения страны. В бюджет государства поступило налогов на сумму свыше 25 млрд. тенге, из которых – 22,5 млрд. тенге были уплачены компаниями-должниками, в отношении которых принимаются меры по оздоровлению проектов, а 2,5 млрд. тенге – самим ФПК, что в общей сумме равна уровню годовых налоговых поступлений в бюджет от таких крупных компаний, как Казахтелеком и KEGOC. Все средства от реализации активов направляются в Национальный фонд РК, на сегодняшний день это порядка 42 млрд. тенге. По фактору вовлечения в экономический оборот активов – общая сумма составляет 388 млрд. тенге, что является сравнительно хорошим показателем, учитывая международную практику в части сроков вовлечения – активную деятельность в этом направлении Фонд начал всего три года назад.
И несмотря на то, что все государственные КУА в мире из-за их убыточности постоянно находятся под давлением со стороны общественности, важно понимать, что с учетом направленности их деятельности такие компании выполняют свой ключевой мандат – оздоровление финансовой системы.