НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Новые обстоятельства в связи с пандемией серьезно повлияли на возможность ведения предпринимательской деятельности в стране, исполнение многих договоров оказалось существенно осложненным или невозможным. В этой связи чрезвычайно актуальным является вопрос определения правовых последствий наступления форс-мажора для сторон договора. Об этом передает МИА «Казинформ» со ссылкой на сайт бизнес-омбудсмена.
Освобождение от имущественной ответственности по причине неисполнения обязательств по договоруВ соответствии с п. 2 ст. 359 ГК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.).
Ограничительные меры, введенные вследствие пандемии и введения чрезвычайного положения, являются обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор). В этой связи наступление данных обстоятельств влечет возможность освобождения от имущественной ответственности стороны договора – от возмещения убытков и уплаты неустойки.
Вопрос освобождения от имущественной ответственности должен рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю. Сторона договора должна доказать, что исполнение обязательств оказалось невозможным по причине пандемии и введенного чрезвычайного положения.
Отказ от исполнения обязанностей по договору при невозможности исполнения договора
П. 2 ст. 359 ГК, хотя и дает возможность освободиться от имущественной ответственности, но не дает возможность отказаться от исполнения самих обязанностей по договору при форс-мажоре.
Имеются случаи, когда из-за введения чрезвычайного положения наступила невозможность исполнения обязанности по договору вследствие приостановления деятельности торгово-развлекательных центров, непродовольственных торговых рынков, торговых домов, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей, запрета проведения зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных, памятных мероприятий, ограничение на въезд на территорию РК, ограничения на передвижение и въезд/выезд. Например, для ТРЦ-арендодателя и владельца бутика-арендатора стало невозможным сдавать и пользоваться помещением бутика.
В этих случаях сторона договора, для которой исполнение ее обязанности стало невозможным, если иное не предусмотрено законодательством или договором, вправе уведомить вторую сторону договора об освобождении от исполнения обязанности по договору на основании ст. 361, п. 2 ст. 374 ГК.
При этом освобождение от исполнения договорных обязанностей не обязательно влечет прекращение самого договора, если договор является долгосрочным или договор содержит иные обязанности.
В соответствии со ст. 361 ГК если в договоре исполнение для одной стороны стало невозможным вследствие обстоятельства, за которое ни одна сторона не отвечает, то ни одна из сторон, поскольку в законодательном акте или договоре не предусмотрено иное, не вправе требовать исполнения договора.
В соответствии с п. 2 ст. 374 ГК в случае невозможности исполнения стороной обязательства, вызванной обстоятельством, за которое ни она, ни другая сторона не отвечают, она не вправе требовать от другой стороны исполнения по обязательству, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Частичное или полное прекращение договора при невозможности исполнения договора
Если сторона договора столкнулась с невозможностью исполнения и желает прекратить договор, то в соответствии с п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, подп. 1 п. 2 ст. 404 ГК она может требовать прекращения договора полностью или в части.
В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Действие настоящего правила не распространяется на денежные обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 375 ГК если в результате издания акта государственными органами, включая местные представительные и исполнительные органы (публичного акта), исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Так как в этой норме нет соответствующей оговорки, действие настоящего правила распространяется и на денежные обязательства. Однако, необходимо доказать, что исполнение денежных обязательств стало невозможным.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 404 ГК одна из сторон вправе отказаться от исполнения договора в случаях невозможности исполнения обязательства, основанного на договоре (статья 374 настоящего Кодекса). При этом, если отказ от договора происходит в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 404 и п. 1 ст. 374 ГК сторона должна предупредить об этом другую сторону не позднее чем за месяц, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами или соглашением сторон.
Отказ от исполнения обязанностей по договору при серьезной затруднительности исполнения договора
Имеются случаи, когда с учетом пандемии и введенного чрезвычайного положения исполнение обязанности стало серьезно затруднительным (но возможным) для одной из сторон договора, что существенно отрицательно влияет на равновесие договорных обязательств сторон. Например, для арендатора, арендующему помещение кафе, которому вследствие значительного сокращения посетителей стало существенно невыгодно платить арендную плату в прежнем размере, с учетом иных расходов, в т.ч. на персонал, коммунальные услуги.
Частным случаем таких ситуаций второй группы является случай, когда заемщик не может выплатить банку очередной платеж вследствие неполучения доходов из-за эпидемии и чрезвычайного положения. В этом случае платеж, по сути, возможен, например, путем привлечения нового займа или продажи своего имущества, но серьезно отрицательно будет влиять на имущественное положение заемщика.
В указанных случаях сторона договора, для которой исполнение ее обязанности стало серьезно затруднительным, может направить второй стороне предложение об изменении договора (например, путем освобождения от исполнения обязанности, исполнения обязанности в меньшем объеме, переноса срока исполнения обязанности) или о прекращении договора.
При этом сторона не может без решения суда односторонне вносить изменения в договор или отказываться от его исполнения.
При отказе второй стороны от указанного предложения, потерпевшая сторона может обратиться в суд для принудительного одностороннего внесения изменений в договор в отношении исполнения соответствующей обязанности или одностороннего прекращения договора на основании общих принципов добросовестности и разумности.
В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 8 ГК граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели - также правила деловой этики, а действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением, не допускаются.
Суду предлагается рассмотреть, насколько серьезными являются затруднения стороны для исполнения договора и насколько существенно меняется равновесие договорных обязательств из-за возрастания для стороны стоимости исполнения или уменьшения ценности получаемого стороной исполнения. Если для восстановления равновесия это необходимо, то суд принимает решение о внесении изменений в договор или его прекращении.