Два миллиарда деревьев поручил высадить к 2025 году Президент Токаев в лесном фонде страны. И еще 15 миллионов - в населенных пунктах республики. За два года, прошедших после этого поручения в Послании «Казахстан в новой реальности: время действий», высадили более 415 миллионов. Как это возможно физически и технологически?
- Да можно! - заведующий отделом биологической защиты и карантина растений Казахского научно-исследовательского института защиты и карантина растений (КазНИИЗиКР) Нуржан Мухамадиев выдержал эффектную паузу. - Высаживают же не только черенками и саженцами. Просто прицепил к трактору сеялку – и вперед! Мы, специалисты, поддерживаем эту идею. Казахстан – не очень зеленое государство. У нас всего 4,6 % леса на такой большой территории. Где лес – там вода. Где вода – там урожай. А урожай – это жизнь. Если помните, в советские времена высаживали лесополосы по периметру сельхозполей. Именно там хорошие урожаи получали. Так что послание Токаева было очень актуальным.
- Из ответа Минэкологии нашей редакции понятно, что в некоторых областях еще не определились, какие породы там высаживать.
- Это надо согласовывать со специалистами. Морозоустойчивые, солеустойчивые, сухоустойчивые, более или менее прихотливые... Пихта, клен, ясень, липа, береза, лиственница... Чтобы правильно «первоходцев» запустить. У нас на севере, юге, востоке и западе разные условия. Резко континентальный климат диктует свои правила! Поэтому даже в разных районах одной области разные требования к посадке, подбору пород. В предгорных районах Алматинской области – от Каскелена до Талгара – можно разные высаживать. 70-100 километров на север в сторону Конаева – там уже другая климатическая зона. Не все саженцы приживутся на песчаных почвах Капчагая. Там постоянные ветры, надо смотреть еще на розу ветров, куда дождевые тучи уносит. Много нюансов...
Справка «Каравана»Как сообщили нашей редакции из Министерства экологии, на юге страны высадят в основном саксаул, сосну и другие породы, которые могут прижиться в этих климатических условиях. На севере – клен, березу, вяз, пихту и еще несколько видов.
Посадить – полдела- Ох-х-х… Больная тема! У нас (Мухамадиев без паузы и громче) не хватает лесоводов, защитников растений, агрономов. В стране много разных госпитомников, но у них небольшие объемы. Хотя после послания они увеличили посевы, урожаи семян. Посадить в лесной зоне два миллиарда вполне можно. Прежде всего на востоке, юге и севере республики. Семенами. Но посадить – это полдела. В них могут быть бактерии, грибковые болезни, которые не позволят семенам дать рост... А еще в городах нужно не только поливать и ухаживать. Необходимо регулярное обследование. А высаживать по 350-360 миллионов в год – да, реально. Это же не только деревья, это и кустарниковые породы. В «зеленом поясе» Астаны это тоже было предусмотрено. Есть «предварительная» зона – можно получить результат.
- Потому что там почти естественная среда?
- Да. А вот в населенных пунктах – там профессиональные озеленители должны подключиться, почвоведы, лесоводы, дендрологи, защитники растений. Потому что в Казахстане появились новые вредители и патогенные зоны.
- Из-за импорта?
- Какая-то его часть не всегда проходит карантин. Много больного зарубежного посадочного материала, который представляет опасность для нашей флоры, в том числе для эндемиков. В Китае и России, например, выявили много карантинных объектов. В результате у нас появились разные патогены. В том числе и так называемый бактериальный ожог. За 5-7 лет мы выявили очаги, которые могли дать вспышку и нанести тяжелый ущерб сельскому и лесному хозяйству. Ну и дачникам, которые покупали что попало.
- Где именно?
- Нам удалось ликвидировать часть на «зеленом поясе» Астаны. Мы там почти 10 лет отслеживали, как всё растет, что и как приживается, постоянно мониторили с помощью дронов. И в других регионах тоже. Мы всегда на связи с лесоводами. Консультации, встречи, мониторинги в лесхозах. Из кабинета много не увидишь – какие вредители, какие заболевания, какой ареал, чем и как лечить... Конечно, выезжаем! Обсуждаем все вопросы на местах, на уровне комитета лесного хозяйства. Проблема только в посадке 15 миллионов в населенных пунктах. К каждому региону должен быть индивидуальный подход. Мы нашли очаги заболеваний на 17 тысячах гектаров, вредители появились. Пошел сухостой... Сейчас уже менее тысячи больных гектаров. Это благодаря интегрированной системе биохимической защиты... Естественные и искусственные леса всегда нуждаются в биологической защите. Терапия, лечение и так далее...
Посадят - как похоронятДва последних жарких лета показали, что воды не хватает не только для аграриев, но и для полива зеленых насаждений в городах и многих райцентрах. Падение урожайности плодовых в отдельных областях республики – факт. Возможно, обильные снегопады этой зимой окажут позитивный эффект, но не все владельцы питомников в окрестностях Алматы (их здесь 4-5 десятков разной направленности) рассчитывают, что их детища сумеют выжить в условиях все более засушливых летних месяцев. Адская сковородка: Алматы массово теряет зелёные насаждения
По словам г-на Мухамадиева, вопрос приживаемости саженцев в городах остается открытым: много засыхает из-за нехватки воды.
Справка «Каравана»По сообщению Министерства финансов на запрос нашей редакции, в республиканском бюджете на 2021-2022 годы было выделено 6 млрд тенге. На 2023-2025 годы – 5,3 млрд тенге. Значительная часть посадок и посева планируется на деградированных и пустынных землях Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской областях, путем саксауловых насаждений.
Что посадили, то забыли. Не тех посадили?По словам владельца двух питомников в окрестностях Алматы (попросил не публиковать имя: «Мне еще хочется работать со старыми заказчиками»), он несколько лет продавал свою продукцию районным акиматам Алматы, некоторым бизнес-структурам, частникам.
- То, что госструктурам – выжило менее половины. Потому что не было полива и ухода. Посадили, отчитались и забыли. Обидно (ругается в сердцах), я вырастил, а они (опять ругается) их убили. Получается, мой труд пошел на дрова. Сколько казенных денег угробили. И никого не посадили…
Справка «Каравана»Большая часть работ выпадает на акиматы – они отвечают за посадку порядка 1 млрд 600 млн деревьев. У них и затрат больше – около 60 млрд тенге.
- Потому что нет ответственности, - хозяин питомников выдерживает паузу. - Я разные породы и виды могу предложить. А толку… Опять посадят, как похоронят. Вот скоро морозы кончатся, земля оттает, еще будет влажная, особенно в южных областях. В конце февраля-начале марта уже можно производить посадки. В северных областях, в зависимости от погодных условий – в апреле. Сезон не за горами. А климат меняется. Я в одном питомнике выращиваю плодовые. В последние 3-4 года они плохо идут. Акиматы и бизнесы стали больше брать «декорации» (на профессиональном жаргоне – декоративные деревья и кустарники). Спрос на них растет. А раньше олигархи яблони, черешню и орехи заказывали…
В конце августа прошлого года премьер-министр Алихан Смаилов на заседании правительства заявил, что проект по высадке двух миллиардов деревьев может сорваться из-за слабого финансирования в регионах. И поручил контролировать этот вопрос своему первому заместителю Роману Скляру.
А ему сегодня не до этого. В конце этого января ему поручили командовать правительственной комиссией по противодействию паводкам.
Справка «Каравана»В должностные обязанности Скляра входит оперативное управление экономикой страны и региональными транспортом и логистикой, строительством и ЖКХ, энергетикой (в том числе атомной), всеми видами промышленности, экологией, ЧС, космосом и оборонкой.
Подозреваю, что Роман Васильевич сильно завидует Змею Горынычу, у которого только три головы. По списку обязанностей первому заместителю премьер-министра нужно обладать минимум дюжиной, чтобы управиться с такой нагрузкой.
В списке паводкоопасных областей Казахстана сегодня 14 названий. Если завтра-послезавтра грянут морозы, а "Казгидромет" их уже напророчил, то фермерам и лесоводам что-то придется менять в своей тактике и стратегии.
Да, в этом году в стране планируют посадить 411 млн деревьев. В 2024-м – 573 млн. В 2025 – 643 млн. В лесных зонах, скорее всего, они приживутся.
В городах – тот еще вопрос…