Как известно, в Казахстане 10 января 2021 года пройдут очередные выборы в нижнюю палату парламента – Мажилис, а так же по всей стране будет определён состав маслихатов – местных органов самоуправления.
Предстоящие выборы имеют немало новшеств и особенностей по сравнению со всеми предыдущими.
Первое и главное нововведение – это создание института парламентской оппозиции, наделённой весьма широкими возможностями. Так, парламентская оппозиция наделяется правом инициировать проведение парламентских слушаний не менее одного раза на протяжении одной сессии, определять повестку дня для правительственного часа не менее двух раз за одну сессию. Руководители оппозиционных партий получают гарантированное право выступления на совместных заседаниях палат парламента, пленарных заседаниях, парламентских слушаниях, а так же в рабочих группах и постоянных комитетах. Это очень и очень большие полномочия. В данном контексте надо подчеркнуть, что речь идёт о создании именно конструктивной оппозиции. Но в Казахстане, как мы знаем, присутствует ряд мелких организаций и движений, далёких от конструктива. А в руках радикальных элементов новые полномочия легко могут превратиться в грозную антиконституционную силу.
Вторым новшеством является введение гендерных и молодёжных квот. В списках каждой партии должно быть не менее 30% женщин и молодёжи. Эксперты предполагают, что эта норма, взятая из европейской практики, станет эффективным механизмом по вовлечению женщин и молодёжи в процесс управления обществом. Однако, надо заметить, что для традиционной ментальности нашей страны такая мера может быть чревата всевозможными непредсказуемыми последствиями, в том числе и усилением недоверия к власти среди широких масс населения. А ведь в связи с пандемией градус недоверия к власти в казахском обществе и так повышен.
Третьим в списке нововведений стоит положение о том, что выборы в маслихаты впервые пройдут по партийным спискам. Что так же может привести к нежелательным последствиям. Например, тем, что в органы местного самоуправления могут попасть люди случайные и деструктивные.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев оптимистично смотрит на все выше перечисленные нововведения. Так, например, он считает, что «пропорциональная модель полностью соответствует мировой демократической практике, способствует укреплению политической системы, развитию демократии, активизирует деятельность политических партий. Эти нововведения предоставят партиям дополнительные возможности для укрепления своих позиций в политической системе страны».
Вслед за ним так считает и большинство официальных политологов и экспертов.
Но то, что новая модель соответствует мировой демократической практике не значит, что она будет эффективна конкретно в условиях Казахстана, ментальность населения которого существенно отличается от западноевропейской. Это – во-первых.
А, во-вторых, нельзя на основании положительной мировой практики сбрасывать со счетов факт, что в мире существуют достаточно могущественные силы, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации в нашей стране. И эти силы не бездействуют. Для них главное – рассорить Казахстан с его главными союзниками Россией и Китаем, а так же на возможно более длительный срок дестабилизировать положение на их границах. И Казахстан для выполнения этой задачи является весьма подходящим инструментом, поскольку граничит как с Китаем, так и с Россией. Понятно, что при выполнении подобных задач о судьбе самого Казахстана никто из западных игроков задумываться не будет.
В 2020 году не без помощи внешних сил на наших глазах состоялся очередной государственный переворот в соседнем Кыргызстане и попытка такового в Беларуси. И мы не можем сбрасывать со счетов осуществление такой попытки в Казахстане. Мир и стабильность в конкретной стране, в нашем случае в Казахстане, всегда предпочтительнее схем международной демократической практики в далёких от казахской специфики государствах.
Так, например, казахский политолог Максим Казначеев. В интервью порталу ZONAkz заявил, что по имеющейся у него информации казахскими радикалами уже закуплены у белорусских оппозиционеров права на использование системы «Зубр» по подсчёту голосов со смартфонов. И это сделано, на мой взгляд, не просто так, а с прицелом на грядущие выборы.
Так же настораживает ненавязчивое, на первый взгляд, совпадение, что у нашего неспокойного соседа – Кыргызстана перевыборы так же назначены на 10 января 2021 года. Не для того ли, чтобы дать казахским радикальным оппозиционерам дополнительный козырь в их обращении к гражданам: мол, смотрите, какая свобода и демократия в Бишкеке?!
Упомянутый выше Михаил Казначеев предполагает, что радикальная оппозиция настроена не столько на попадание во власть, сколько на то, чтобы партия власти «Нур Отан» взяла как можно больше голосов с тем, чтоб потом в связи с этим обстоятельством можно было бы разжечь по всей стране беспорядки, обвинив эту партию в фальсификации выборов.
Косвенно его предположение подтверждает тот факт, что партия «Бiрлiк», под крылом которой окопались многие радикалы, перед выборами сменила название на «Адал». Зачем ей это понадобилось, если она и под прежним своим названием была не очень-то популярна? Так же ячейки данной партии не прошли в установленные законом сроки перерегистрацию в Шымкенте и Туркестанской области, потому к участию в выборах не допущены. Значит - им не так уж было надо попасть в масхалиты. Но за то теперь у них будет отличный повод, чтобы обвинить власть в создании бюрократических препон.
Ко всему, если учитывать не только международный демократический опыт, но и международный опыт проведения цветных переворотов под руководством западных кураторов, то можно заметить, что подконтрольные им партии практически всегда носят названия, в которых есть слова «справедливость» или «солидарность». Вот и партия «Бiрлiк» стала «Справедливостью». Не настораживает ли это действующую власть?
Как говорят, три случайности – это уже закономерность.
Казахстан все последние десятилетия был страной мира и стабильного развития, потому стремление власти соответствовать не годным для нашего государства схемам и международному опыту может обернуться для всех его граждан большой бедой.
Потому, если уж Президент Касым-Жомарт Токаев решился на проведение столь рискованных для Казахстана нововведений в сфере избирательного законодательства, то он и правящая партия должны принять все превентивные меры для недопущения дестабилизации обстановки в стране.
20 декабря 2024 в 23:05 Узбекистан
В Эр-Рияде обсуждён вопрос сотрудничества Таджикистана и Саудовской Аравии в сфере защиты прав человека
21 декабря 2024 в 22:50 Таджикистан
Арсланбек Малиев, Сеидбек Атамбаев встретились с послом Франции
20 декабря 2024 в 13:40 Кыргызстан
Садыр Жапаров выступил с обращением на третьем Народном Курултае
20 декабря 2024 в 18:25 Кыргызстан
Садыр Жапаров выразил соболезнования Федеральному Президенту ФРГ
вчера в 19:10 Кыргызстан
O‘zbekistonning janubi-sharqida ikkita yangi arxeologik yodgorlik aniqlandi
20 декабря 2024 в 22:40 Узбекистан
Садыр Жапаров поздравил работников органов национальной безопасности с профессиональным праздником
20 декабря 2024 в 11:10 Кыргызстан
ТЭЦ Бишкека отмечает День энергетика
20 декабря 2024 в 12:55 Кыргызстан
Tayson Fyuri: Usik hakamlardan Rojdestvo sovg‘asini oldi
вчера в 17:50 Узбекистан
NBAning eng qimmat klublari aniqlandi
20 декабря 2024 в 17:50 Узбекистан