Медиа-портал Caravan.kz вместе с экспертами попытался разобраться – в чем причина того, что подтвердить свою квалификацию может только один педагог из четырех.
На выходных многие казахстанцы, в том числе чиновники и звезды шоу-бизнеса, с теплотой вспоминали своих учителей. Оно и неудивительно, в первое воскресенье октября страна отмечает День учителя.
Но давайте честно признаем – поздравить хотелось далеко не всех, ибо не каждый выпускник педвуза настоящий Учитель. Любой родитель школьника может рассказать пару историй о пишущих с ошибками, грубых и не умеющих ладить с детьми, путающихся в собственном предмете учителях.
И ежегодный срез знаний педагогов подтверждает эти истории.
Все на пересдачу!С тех пор, как педагогов в 2018 году заставили каждые пять лет сдавать экзамен на профпригодность, результаты национального квалификационного теста (НКТ) все хуже.
Судите сами: по итогам 2021 года набрали минимальное для прохождения квалтеста количество баллов 32,8 % сдающих, в первом полугодии 2022 года – чуть более 25 %. Получается, лишь один из четырех учителей смог доказать свои знания и компетенции. Причем, если в Восточно-Казахстанской области набрали на НКТ минимальные баллы почти 34 % сдающих, то в Атырауской – всего 15!
Сейчас тестирование учителей еще идет, в Минпросвещения имеющиеся результаты никак не комментируют.
Но в ответе на официальный запрос Caravan.kz сообщили, что создана рабочая группа, которая будет заниматься пересмотром тестовых заданий.
В пресс-службе Министерства просвещения подчеркнули, что сомнений в важности квалификационного тестирования в ведомстве нет, и «педагогу, который ежегодно совершенствует свои знания, не составит труда в пять лет подтвердить свою квалификацию». Однако «инструменты проверки компетенции педагогов требуют постоянного совершенствования», поэтому в правила сдачи НКТ будут внесены изменения.
Скорее всего, речь об анонсированных министром просвещения Асхатом Аймагамбетовым еще в конце августа новшествах: педагоги, имеющие 30 лет стажа, могут не сдавать НКТ каждые 5 лет для подтверждения квалификации. Им тестирование будет нужно лишь для повышения категории и, как следствие, зарплаты, а также в качестве первого подтверждения имеющейся категории.
Кроме того, планируется освободить от НКТ тех учителей, которым до пенсии осталось менее четырех лет, а также выложить в открытый доступ темы заданий и литературу для подготовки к НКТ.
Учеба для «галочки» и проваленные экзаменыКак уверен президент ОЮЛ «Ассоциация исследования и развития образования» Олжас Куспеков, ситуация с оценкой знаний педагогов, действительно, требует срочного рассмотрения в рамках самой представительной рабочей группы. Но менять в первую очередь надо совсем не тесты.
- Есть в школе такое понятие, как «работа над ошибками». Каждый, наверное, помнит, как после контрольной подробно разбирались самые типичные ошибки, как учителя работали с учениками индивидуально над исправлением их ошибок. Аналогичная схема должна работать и здесь. Каждый неправильно отвеченный тест должен формировать тему обучения на следующих курсах повышения квалификации для каждого учителя. Таким образом можно точечно проработать «слабые места» каждого учителя, формируя каждому индивидуальную траекторию развития, - говорит он.
Это замечание кажется особенно актуальным, если вспомнить одну маленькую деталь: в Казахстане существует огромный рынок дополнительного и послевузовского образования для педагогов.
В прошлом году на повышение квалификации педагогов из бюджета было выделено 3,2 миллиарда тенге. На ближайшие три года запланировано еще почти 7,5 миллиардов тенге.
Львиная часть этих денег оседает в дочерней структуре Минпросвещения - РЦПК «Өрлеу».
По сути, у Минпросвещения есть все для того, чтобы сделать казахстанских педагогов образцово образованными: база правильных и неправильных ответов на задания НКТ, центры для устранения всех пробелов в знаниях учителей и, конечно, сами педагоги – через курсы повышения квалификации «Өрлеу» за 10 лет прошли более 600 тысяч учителей. Чему научились – непонятно.
- В тестах нет ничего сложного. Вопросы проверяют знания по педагогике, психологии и предмету. Это то, что учителя должны применять каждый день в ходе своей работы. Проблема здесь в том, что учат их одному, а тест требует иных знаний. Складывается впечатление, что это делается специально, чтобы не платить учителям надбавки, - говорит Олжас Куспеков.
Но превзойти в знаниях учителя может лишь гениальный ученик – много ли таких в казахстанских школах? Вопрос отнюдь не риторический, на него имеется вполне точный ответ: с каждым новым международным тестированием PISA казахстанские школьники показывают все более слабые навыки функциональной грамотности. Да и как иначе, если их учителя массово валятся на своих экзаменах? Беспризорники: в стране не хватает учителей
И эти люди запрещают нашим детям ковыряться в носу: учителя массово заваливают свой экзамен
- У нас все реформы сейчас нацелены не на корневые изменения, а на презентацию. Даже последний национальный проект – «Комфортная школа», грешит этим. Много сказано о том, сколько школ должно быть построено, чем они должны быть оснащены. А про учителей говорят лишь в контексте количества, о качестве знаний педагогов никто не говорит. Хотя именно этот вопрос должен быть вынесен во главу угла, - бьет тревогу Куспеков.
Им бы НКТ взять – и отменить!Учителя между тем активно рассказывают друг другу и общественности о минусах НКТ.
- Летом мы ездили по регионам, встречались с населением. И вопрос квалификационного тестирования часто поднимался во время таких встреч. Педагоги жалуются, что центры тестирования есть далеко не везде и что пробные тесты можно пройти только за деньги. Но самое главное – весной был технический сбой и часть учителей из тех, что должны были сдать эти тесты, не смогли этого сделать. Аттестацию для них перенесли на лето. Хотя по закону летом у них отпуск. Некоторые не поехали сдавать экзамен во время своего отпуска. И с сентября они в подвешенном состоянии: категорию не подтвердили, зарплату повышенную им платить теперь никто не имеет права. Но они ведь не по своей вине не попали на экзамен, - рассказывает о ситуации мажилисвумен Зарина Камасова.
Что делать с такими учителями – директора не знают, поэтому Камасова еще месяц назад обратилась с запросом в Минпросвещения. Ответ ей пока так и не прислали.
Но, как признается женщина, сама она по специальности медик, а не педагог, поэтому причин, по которым так много учителей не могут справиться со своим экзаменом – не знает.
- Учителя утверждают, что в заданиях есть грамматические ошибки, а иногда и сама постановка вопроса некорректна. Кроме того, многие недовольны тем, что одним из заданий НКТ является написание эссе. Это не вызывает затруднений у гуманитариев, но как быть всем остальным? - задается вопросом Зарина Камасова.
Депутат Ирина Смирнова считает, что идея освободить от регулярной пересдачи НКТ тех педагогов, которые уже не единожды его сдавали и подтвердили высшую категорию, имеет право на жизнь. Но все остальное – от лукавого.
- Вряд ли кто-то из нас был бы счастлив сдать какой-нибудь экзамен. Наверное, если бы мне сейчас сказали: «а подтвердите свою квалификацию депутата, пройдя тест», я бы тоже не очень обрадовалась. Однако законы бы на всякий случай взялась бы перечитывать. Также надо относиться и к НКТ: да, это стресс, да, есть риск лишиться работы. Но как иначе? Педагог должен развиваться и совершенствовать свои навыки, - уверена она.
Что же касается самих заданий, то, как считает мажилисвумен, долгие годы проработавшая в школе, когда-то среди вопросов было достаточно много некорректных и с ошибками, но с каждым годом ситуация улучшается. А то, что часть педагогов все же прошла это тестирование и не единожды, доказывает, что экзамен для учителей не так страшен.
Но, может быть, в словах рядовых педагогов все же есть хотя бы доля правды? Редакция медиа-портала Caravan.kz смогла уговорить одного из законотворцев, в прошлом – школьного учителя, пройти НКТ. Кто это, как прошел экзамен и какие выводы наш экспериментатор сделал по итогам тестов – мы обязательно расскажем очень скоро.