Одновременно за период пандемии снижаются объемы торговли с Европейским союзом. Большинство предприятий с участием и российского и китайского капитала открыты в сфере торговли, что неудивительно, учитывая профиль экономики Казахстана, а также интересы РФ и КНР применительно к РК. Разумеется, со стороны России к Казахстану более пристальное внимание как к крупнейшей экономике Центрально-Азиатского региона, партнеру по ЕАЭС и ОДКБ. В этом смысле проникновение российского бизнеса в Казахстан на порядок больше, чем китайского, в том числе в сфере финансов, транспортировки товаров, строительстве, недвижимости.
- Если в этих рамках мы говорим о влиянии России на казахстанскую экономику, то насколько оно велико?
- Доминирование отдельно взятой страны в экономике другого государства, как правило, вызывает много вопросов, особенно если это сопровождается определенными условиями в политическом отношении или ограничении в экономическом взаимодействии с другими странами. В этом смысле определенные опасения, связанные со значительным присутствием России в экономике РК, безусловно, имеют место быть. С другой стороны, Казахстан входит в ЕАЭС, где торговля товарами осуществляется на беспошлинной основе, через Россию проходят магистральные трубопроводы для экспорта основных сырьевых товаров РК. Поэтому столь тесная взаимосвязь с крупным экономически развитым соседом и выражается в значительных объемах взаимной торговли.
- Тогда насколько мы зависим от присутствия российского бизнеса в стране?
- Такая зависимость сложилась не вчера и по многим направлениям, как те же трубопроводы, избавиться от нее в ближайшем будущем не удастся. Разумеется, есть определенные сферы, например, в части собственности на грузовой подвижной состав, от такой зависимости стоило бы постепенно избавляться. Однако большая часть опасений снимается законодательным регулированием деятельности иностранных компаний в стране, спецификой регистрации и лицензирования деятельности компаний в чувствительных для страны отраслях.
При этом привлечение зарубежных инвестиций является для любой страны положительным моментом, особенно если эти инвестиции сопровождаются приходом в страну современных технологий, передового оборудования и зарубежных практик ведения бизнеса.
Кстати, по количеству предприятий с иностранным участием второе место держит Турция. Основные отрасли, куда вкладывают деньги турецкие инвесторы, – торговля, строительство и обрабатывающая промышленность. Хотя, безусловно, лидерство по присутствию в экономике - у российских компаний. Они составляют примерно треть от всего количества компаний с иностранным участием в РК. Еще в Казахстане функционируют 3325 совместных казахстанско-российских предприятий. При этом треть всех налоговых поступлений республиканского бюджета приходится на 30 крупнейших компаний с иностранным участием, прежде всего в нефтегазовой сфере, производстве табачных изделий, металлургии, строительстве, телекоммуникациях и банковской сфере.
- Что можно сказать об обратной стороне этого вопроса? Сколько казахстанских компаний есть в России и насколько они востребованы и влиятельны?
- Казахстанские компании в России имеют значительно меньшее влияние просто в силу разницы в размере экономик. Поэтому сравнивать объемы взаимного проникновения будет некорректно. Так, если сравнивать объем прямых инвестиций с 2005 года по начало 2019 года, то со стороны РК он составил 3,9 миллиарда долларов, а со стороны России – 13,5 миллиарда долларов. Между тем только в первом квартале 2021 года объем прямых иностранных инвестиций в российские компании составил 4,7 миллиарда долларов, что, разумеется, по объему многократно превышает возможности компаний из РК, - резюмировал господин Лысаков.