Вы любите смотреть индийское кино с его страстями, переживаниями и метаниями главных героев? Почему именно индийское? Да потому что современный экономико-политический уклад двух центральноазиатских стран напоминает основу сценария такого фильма, причем ключевая фигура – политик из Великобритании индийского происхождения.
В конце 2022 года Евразийский банк развития опубликовал доклад «Экономика Центральной Азии: новый взгляд», в котором проанализировал перспективы взаимодействия стран Центральной Азии и потенциал становления региона как значимого игрока на экономической карте мира.
Согласно данному документу, «локомотивом» по сей день остается Казахстан. РК является ведущей экономикой Центральной Азии с номинальным объемом ВВП в 2021 году в $197,1 млрд, что в 1,3 раза больше совокупного объема четырех других стран региона. По итогам 2022 года на долю Казахстана приходилось почти 60 % общего объема ВВП Центральной Азии. При этом рост ВВП по итогам 2022 года составил 3,2 % против среднегодового в 3,9 % в период 2010–2021 годов.
Между тем в регионе есть страна, демонстрирующая в последние годы впечатляющие темпы роста – Узбекистан. В ближайшее время он может уверенно перехватить статус регионального экономического лидера.
Узбекистан – вторая по размеру после Казахстана экономика Центральной Азии с объемом ВВП $69,2 млрд в 2021 году и $80,4 млрд по итогам 2022-го. Номинальный объем ВВП Узбекистана втрое меньше казахстанского, темпы годового прироста ($11 млрд против $27 млрд) также вроде бы не угрожают экономическому лидерству Казахстана в ЦА.
Однако в докладе ЕАБР есть показатели, которые должны заставить Астану относиться к угрозе своему лидерству в регионе достаточно серьезно. Например, это более высокий средний рост экономики Узбекистана в период с 2012 по 2021 годы – 5,9 % против 3,9 % у Казахстана.
И эти две страны одинаково, а возможно и не совсем, «любит» бывший руководитель Европейского банка реконструкции и развития, британский политик индийского происхождения Сума Чакрабарти. Он является советником главы государства по вопросам экономического развития и эффективного управления, назначенным Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в сентябре 2021-го года. Эту же должность он занял и у президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.
И вот тут необходимо сделать небольшой экскурс в историю и увидеть несколько важных моментов в прошлом.
Ну, во-первых, опыт привлечения представителя делового британского истеблишмента к центру принятия решений важных внутриполитических и экономических вопросов, несмотря на явную недружественную позицию соединённого королевства, у Казахстана уже был. Первый его Президент Нурсултан Назарбаев прибегал к «услугам» экс-премьера министра Великобритании Тони Блэра на должность своего советника. Хвалил его за работу, платил миллионы бюджетных денег…
А чем же все закончилось? Серьезным имиджевым ущербом как Казахстану, так и лично Назарбаеву. Британский экс-премьер после завершения контракта дал интервью авторитетным международным изданиям «The telegraph» и «Financial Times», и подверг публичной критике период работы в РК. Это Назарбаев еще легко отделался, а ведь все могло пойти по сценарию несчастного Муаммара Каддафи, растерзанного боевиками во время цветного переворота в Ливии. Советником последнего Блэр являлся до того, как стал советником Н. Назарбаева.
И вот теперь Касым-Жомарт Токаев почему-то решил пойти по пути тех же, уже пройденных однажды, рисков. Неужели главу государства не настораживает тот факт, что Чакрабарти имеет доступ к стратегически важной информации как Казахстана, так и его прямого конкурента на лидерство в ЦА – Узбекистана? Возможно, написанный кем-то «сверху» сценарий и выстраивание некоего подобия любовного треугольника сделано специально? Может, британцы умело подвели его к этому шагу?..
У ряда казахстанских политических обозревателей возникают опасения о том, что у британского эксперта на службе сразу у двух президентов может возникнуть конфликт интересов.
«Ситуация, надо сказать, двоякая. С одной стороны, если сэр Чакрабарти сможет предложить эффективную систему центральноазиатской кооперации, сводя вместе две крупнейшие экономики региона — это вроде бы хорошо (есть вероятность, что Астана и Ташкент именно для этого произвели согласованное синхронное назначение). С другой стороны, Казахстан и Узбекистан являются соперниками на сегодняшний день (отголоски соперничества выплеснулись на страницы очередного Послания президента Токаева). И тут становится любопытно, не возникнет ли у британского экономиста конфликта интересов, когда, к примеру, один и тот же проект можно будет предложить лишь одной из двух республик», — пишет обозреватель Газиз Абишев.
Нельзя предположить, что подобное совместительство в соперничающих за региональное лидерство странах было бы возможно без предварительной договорённости сторон. А раз так, невозможно представить, чтобы эта договорённость состоялась сама по себе без закулисного давления третьей, заинтересованной стороны, в данном случае, Великобритании.
Какой же интерес может преследовать Великобритания, пролоббировав такое вот странное совместительство?
И тут нужно обратить внимание на второй момент: существует множество стран и регионов, где советники из Великобритании на протяжении всей истории разделили страны и народы и разожгли непримиримые военные конфликты. Но нет ни одного примера, когда бы они содействовали объединению стран и народов и работали на укрепление дружбы между государствами. Кто ответит: почему в случае с Казахстаном и Узбекистаном должно случиться то, чего не случалось на протяжении всей истории? Никто не ответит, потому что на самом деле такого случиться не может. Тигрица никогда не будет вести себя, как лань.
Хотя официально казахов (да, наверное, и узбеков тоже) убеждают в том, что Казахстан и Узбекистан, таким образом, смогут объединить свои усилия в сфере экономики, и всевозможных инфраструктурных проектов, что послужит развитию обоих государств. Это подтвердил и визит президента РК Токаева в Узбекистан в декабре прошлого года. Стороны подписали инвестиционные соглашения и двусторонние документы на сумму более $8 млрд и договорились о создании Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия».
А как на самом деле?
А в июне все того же прошлого года по инициативе президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Термезе создается Международный многофункциональный транспортно-логистический хаб по оказанию гуманитарной помощи, в частности, Афганистану.
И не стал ли этот хаб как раз таким проектом, о котором говорит Г.Абишев?
Строительство данного объекта преподносится и позиционируется как «внесение весомого вклада в усилия международного сообщества по недопущению гуманитарной катастрофы в Афганистане и других частях мира». Отмечается, что важным преимуществом создаваемого Международного хаба в Термезе – это его уникальное географическое положение с наличием наземного и железнодорожного сообщения с Афганистаном. Он является единственным логистическим терминалом в Центральной Азии вблизи границы с Афганистаном, что делает его важнейшим международным хабом стратегического значения. На сегодняшний день международные организации уже активно используют возможности Термеза для своевременной и качественной доставки гуманитарных грузов в Афганистан и другие страны. Но люди, понимающие истинные интересы стран Запада во главе с Соединенными Штатами, отдают себе отчет, что это может стать коридором далеко не гумпомощи, а как раз наоборот поставок оружия и наркотиков.
Деньги играют ключевую роль в решении многих политических событий на мировой арене, особенно это актуально в наши дни. И не стоит забывать, что с момента обретения независимости страны бывшего Союза имеют повышенный интерес для Запада и прежде всего США. Недра, которыми завладели иностранные инвестиционные компании, сбыт сырья и колоссальные суммы привели к созданию небольшого круга лиц – политической элиты – которые эти же деньги тратили, выводя их в офшоры и скупая элитную недвижимость.
Согласно информации организации, занимающейся продажей недвижимости в Центральном Лондоне, казахстанцы приобретают в Великобритании объекты, ценовой диапазон которых колеблется между 1,5 млн и 20 млн фунтов стерлингов. The Telegraph сообщала, что выходцы из стран СНГ в 2012-2014 году потратили на лондонскую недвижимость в совокупности более 2 млрд фунтов стерлингов.
А теперь периодически наведываются представители чиновников из министерства финансов и торговли США и под предлогом исполнения «ордеров на богатства» неясного происхождения, подвергают серьезному прессингу представителей казахской и узбекской элиты, владеющей недвижимостью в Великобритании.
По сути, это прямое шантажирование и запугивание.
Заметьте, очень хитро и продуманно выстроена была система на протяжении всего времени, и как легко и умело теперь используются данные рычаги давления.
«Задача американцев состоит в том, чтобы Казахстан и Узбекистан дистанцировались от России. Их беспокоит спайка между Россией и Китаем, а Центральная Азия находится посередине между этими державами, - указывает политолог и общественный деятель Марс Сариев.
И опять политическая хитрость западных политиков проявляется в тотальном контроле внутренних систем государственности обеих стран под якобы дипломатической заботой в лице Чакрабарти.
Официальное объяснение Токаева о назначении британца своим советником и зампредом нового совета по реформам обусловлено повышением «эффективности работы новообразованной структуры». Одновременно с назначением Чакрабарти был создан Высший совет по реформам для анализа текущей ситуации, складывающихся тенденций, мирового опыта и разработки подходов к осуществлению реформ и мониторингу их реализации. В состав высшего совета вошли: Касым-Жомарт Токаев – председатель, сэр Сума Чакрабарти - заместитель председателя. Члены совета: Аскар Мамин, премьер-министр; Ерлан Кошанов, руководитель администрации президента; Ерболат Досаев, председатель Национального банка; Кайрат Келимбетов, председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам; Мадина Абылкасымова, председатель Агентства по развитию и регулированию финансового рынка Республики Казахстан; Асет Исекешев, помощник президента – секретарь Совета безопасности; Тимур Сулейменов, заместитель руководителя администрации президента; Тимур Кулибаев, председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Одним словом, вся правящая казахская элита. . .
Президент поет дифирамбы назначенному Советнику: еще бы, ведь во время президентства ЕБРР Чакрабарти инвестиции банка в Казахстан достигли 9 млрд долларов (3,84 трлн тенге). ЕБРР также оказал значимую консультативную помощь в выработке новых подходов к регулированию и развитию ГЧП, «зеленой экономики» и МСБ. Также отмечается, что у эксперта уже был опыт работы с Казахстаном: в период руководства ЕБРР Сума Чакрабарти являлся сопредседателем Совета иностранных инвесторов при президенте республики.
А теперь проследите за цепочкой событий, имен – не может быть это только для блага Казахстана и Узбекистана. Получая возможность очень глубокого проникновения во внутренние дела той или иной страны, это касается прежде всего финансовых и экономических вопросов, одновременно эгоистичная европейская политика запускает свои «щупальца» и в другие отрасли и сферы, обретая безграничную власть и рычаги давления на саму «жертву» - в прошлом партнера.
И снова дежавю?
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе Президент Украины Петр Порошенко обсуждал с главой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сумой Чакрабарти перспективы развития сотрудничества и внедрения инвестиционных проектов, а также
вопросы реформирования банковского сектора.
Чакрабарти оценил действия украинских властей в вопросе национализации Приватбанка и подтвердил намерения и дальше оказывать экспертную помощь в реформировании данного учреждения. Помимо этого, ЕБРР выступал в роли администратора чернобыльского фонда «Укрытие».
Что в итоге происходит сейчас с Незалежной? Новостные сводки отчетливо рисуют картину современного состояния Украины на мировой политической арене. Активная помощь со стороны привела к абсолютному подконтрольному подчинению странам запада и в первую очередь США. Вот такой ценой платит сейчас Украина за «экономическую и политическую любовь» индийского «ловеласа» Чакрабарти…
Понимают ли и оценивают предыдущий опыт нынешние главы государств Казахстана и Узбекистана - нам остается только догадываться… Видимо, еще больше влекут миллионные вливания западных партнеров, только чем обернется для двух стран ЦАР эта «медвежья услуга»…