В Антикоррупционный деловой совет при президенте поступают заявления и обращения граждан, предпринимателей, иностранных граждан и компаний, занимающихся крупной предпринимательской деятельностью на территории страны. Об этом сегодня на круглом столе сообщила его глава Нурипа Муканова.
По ее словам, люди жалуются на действия и бездействие органов милиции, прокуратуры и судов. Они также обращают внимание на волокиту, долгие и недостаточно объективные расследования и вынесение необоснованных решений со стороны суда.
«После ликвидации ГСБЭП и АКС ГКНБ вздохнул ли бизнес с облегчением? Однозначно да, но многое нужно исправлять теперь уже Генпрокуратуре. У нас на руках несколько кейсов, по которым идут и уголовные дела, и судебные тяжбы около восьми лет. Они дают нам право говорить, что Финпол фактически использовался как инструмент давления на одного из участников процесса по экономическим делам, которые должны были решаться сугубо в рамках гражданско-правового законодательства. Это превышение должностных полномочий, которые открывают путь к коррупционным проявлениям. Наследство от ГСБЭП передано Генпрокуратуре и МВД», — сказала глава АДС.
Экономические дела необходимо выделить в отдельную категорию, провести их инвентаризацию.
Нурипа МукановаОна уверена, что уголовные дела, которые тянутся свыше трех лет, нужно прекратить. Экономические споры дальше пусть рассматриваются в административных судах и судах общей юрисдикции.
Нурипа Муканова также рассказала, что после ликвидации межрайонных судов вопросы по экономическим спорам рассматривают суды общей юрисдикции и административные суды. Это прибавило бизнесу проблем.
«Очень много жалоб на качество принимаемых решений. Мы говорим о низкой квалификации районных и областных следователей, прокуроров. Суды не являются исключением. Гражданский сектор выступил с инициативой о ликвидации судов второй инстанции для сокращения судебной волокиты на стадии судебного производства в рамках апелляционной инстанции. Еще и потому что именно на второй инстанции имеют место быть скрытые коррупционные риски. Если посмотреть на статистику, то из 18 экономических дел только по двум принимаются новые решения, 4 возвращаются на новое рассмотрение. В 12 случаях вторая инстанция подтверждает решения первой», — отметила глава АДС.
В 67 процентах случаев просто тратятся деньги, время и нервы участников судебных процессов.