Пекин, 21 января /Синьхуа/ В своем бестселлере "Исповедь экономического убийцы" Джон Перкинс рассказал о том, как был нанят американской компанией, чтобы убедить мировых лидеров взять значительные инфраструктурные кредиты. По его словам, если "убийца" добивается полного успеха, то "кредиты настолько велики, что через несколько лет должник вынужден объявить дефолт по своим платежам".
Это обнажило верхушку айсберга в отношении чрезмерных долгов, которые США, намеренно или нет, создали во всем мире вместе с некоторыми другими западными странами и финансовыми институтами. Обычно все начиналось с низких процентных ставок, главным образом потому, что это предпочитал Вашингтон, что увеличивало зависимость развивающихся стран от западных рынков, но затем плохо оборачивалось, когда стоимость заимствований становилась настолько высокой, что должники оказывались в ловушке. По сути, речь идет о финансовой гегемонии США в форме доминирования доллара.
Среди жертв в прошлом веке были Африка и Латинская Америка. В 1970-х годах многие латиноамериканские страны заимствовали средства у большой группы кредиторов во главе с коммерческими банками США с почти нулевыми реальными процентными ставками при поддержке правительства США, на цели экономического развития. Но в результате долги резко возросли.
Однако годы спустя США и Европа ужесточили свою кредитно-денежную политику, а коммерческие банки начали сокращать сроки погашения и взимать более высокие процентные ставки по кредитам. Латиноамериканские должники вскоре обнаружили, что их бремя непосильно, а затем последовал долговой кризис, настолько серьезный и затяжной, что все 1980-е годы получили предостерегающее название "потерянное десятилетие".
История повторилась совсем недавно. Когда в середине 2010-х годов США восстановили экономику после глобального финансового кризиса 2008 года и приступили к завершению стимулирующей программы количественного смягчения, ставки резко возросли, что вновь усугубило долговое бремя развивающихся рынков. Что еще хуже, США оттеснили менее развитые страны на второй план в привлечении международных финансов, поскольку Вашингтон поглотил внешние долги и предложил другим соискателям средств неравные условия.
Возьмем в качестве примера Шри-Ланку и Малайзию. Их долговые проблемы возникли в основном из-за доминирования западных финансовых рынков, говорится в докладе британского Королевского института международных отношений /Чатэм-хаус/. У развивающихся рынков, столкнувшихся с трудностями, было не так много возможностей для поиска решения. Помимо китайских кредитов, Шри-Ланка к середине 2000-х годов могла получить лишь несколько льготных предложений, указывается в отчете Сянганского университета науки и техники. Но стране приходилось получать коммерческие кредиты под высокие проценты, главным образом, от американских и британских банков, и выпускать дорогие суверенные облигации, которые были куплены, главным образом, американцами.
До сегодняшнего дня на западных игроков по-прежнему приходится значительная доля внешней задолженности развивающихся стран. Согласно отчету британской благотворительной организации Jubilee Debt Campaign, 32 проц. внешней задолженности правительств африканских стран приходится на частных кредиторов, 35 проц. на многосторонние учреждения. Президент Мозамбика Филипе Ньюси заявлял, что именно те, кто продолжает отчитывать Африку по долговой проблеме, ее и вызвали.
Для развивающихся стран устойчивое развитие является здоровым и эффективным способом для облегчения долгового бремени. Это то, чего Китай помогает этим странам достичь в последние годы.
Предоставление кредитов для устранения дефицита инфраструктуры может создать рабочие места в развивающихся странах и увеличить их доходы, кредиты оказываются катализатором их устойчивого роста, а не бременем. Такие кредиты развивающиеся страны, которые разочарованы кредитными схемами, разработанными западными странами во главе с США, берут легко.
По данным Университета Джонса Хопкинса, около 40 проц. кредитов, предоставленных Китаем африканскому континенту в период с 2000 по 2015 год, было потрачено на строительство энергетических объектов, 30 проц. на развитие транспортной инфраструктуры.
Чтобы еще больше ослабить давление должников, Китай активно способствует облегчению бремени задолженности посредством реструктуризации, приостановления и смягчения бремени. Китай поддерживает меры по облегчению долгового бремени африканских стран и активно реализует Инициативу о предоставлении отсрочки по обслуживанию долга для стран с низким уровнем дохода, и у него самая высокая сумма отсрочки среди членов G20. После вспышки пандемии коронавируса нового типа /COVID-19/ Китай объявил о списании задолженности 15 африканских стран в виде беспроцентных государственных займов, срок погашения которых должен был наступить к концу 2020 года.
Исследователи Университета Джонса Хопкинса также задокументировали 16 случаев реструктуризации долга на сумму 7,5 млрд долларов США в 10 африканских странах в период с 2000 по 2019 год и обнаружили, что Китай списал накопленную задолженность по меньшей мере по 94 беспроцентным кредитам на сумму более 3,4 млрд долларов США. Согласно исследованию, Китай сыграл значительную роль в оказании помощи африканским странам в управлении их долгами.
Действия Китая, однако, были проигнорированы возглавляемым США западным миром, который мало способствовал облегчению бремени задолженности развивающихся стран в такие трудные времена. Вместо этого они сфабриковали дискурс о так называемых долговых ловушках, чтобы очернить Китай и инициативу "Пояс и путь". Их уловка направлена на сохранение своей финансовой гегемонии и препятствование общему развитию Китая и других стран вдоль "Пояса и пути".
Если эти западные страны действительно заботятся о развивающемся мире, то им необходимо всего лишь продемонстрировать искренность и предложить неослабевающую поддержку, которой давно жаждут страны-должники, вместо того, чтобы разыгрывать старый трюк "китайской долговой ловушки". Или, по крайней мере, нужно держаться подальше от тех, кто искренне протягивает руку помощи.