7 декабря, «Жэньминь жибао» онлайн На днях практика так называемых совместных ядерных миссий НАТО в очередной раз подорвала и без того шаткое взаимное доверие между Североатлантическим альянсом и Россией в военной сфере.
Практика так называемых совместных ядерных миссий (nuclear sharing) подразумевает размещение ядерного оружия на территории неядерных государств-членов Североатлантического альянса.
30 ноября заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, который представляет Россию на переговорах с США по контролю над вооружениями, заявил, что НАТО следует прекратить так называемые «совместные ядерные миссии», поскольку это не только ведет к дестабилизации, но и напрямую нарушает Статьи 1 и 2 Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В мае этого года НАТО сообщило о том, что Соединенные Штаты намерены переместить свои военные базы, которые первоначально были размещены в Германии, в восточном направлении, и даже перенаправить тактическое военное оружие из одной немецкой военно-воздушной базы в Польшу. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг без каких-либо возражений поддержал действия США, что заставило Россию повысить бдительность.
Кроме этого, в опубликованном 1 декабря докладе «НАТО 2030» Россия остается основным соперником в последующие 10 лет.
Между Североатлантическим альянсом и Россией существует глубоко укоренившееся недоверие, вышеупомянутые меры серьезно подрывают и без того шаткое двустороннее политическое и военное взаимодоверие.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам России Константин Косачев и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова неоднократно осуждали и призывали НАТО прекратить так называемые «совместные ядерные миссии».
Международное сообщество также обратило внимание на то, что в рамках «совместных ядерных миссий» США планируют разместить ядерное оружие в Германии и даже в Польше. Несмотря на то, что подобные действия Вашингтона номинально нацелены на «защиту безопасности Европы», в действительности, они ставят европейские страны под угрозу, а также крепко связывают их с американской военной техникой. Именно в этом и заключается истинное стратегическое намерение США.
На самом деле, в последние несколько лет российская сторона также пристально следит за соответствующими мерами США. Согласно опубликованному в 2018 году администрацией Трампа «Докладу по оценке ядерного положения», до подписания нового договора о контроле над вооружениями Соединенным Штатам остается лишь создавать мощнейший в мире ядерный арсенал. Так, в оборонном бюджете США в 2021 году на модернизацию ядерного оружия отводится 28,9 млрд. американских долларов. 5 мая этого года бывший министр обороны США Марк Эспер также отметил, что в условиях экономического спада оборонный бюджет Соединенных Штатов будет сокращен, однако это не повлияет на процесс модернизации ядерного арсенала и миниатюризацию ядерного оружия.
По мнению аналитиков, подписанный в июне президентом РФ Владимиром Путиным и сразу же вступивший в действие указ об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания, без сомнений, является сильным ответом НАТО во главе США. В будущем двум сторонам сложно будет установить подлинную безопасность и военное взаимодоверие.
В связи с отсутствием взаимного доверия России и НАТО трудно осуществлять углубленное сотрудничество, более того, стороны часто вступают в вышеотмеченную конфронтацию.