11 апреля, «Жэньминь жибао» онлайн В последние годы дедолларизация все более уверенно шагает по планете. Многие страны мира, в том числе развитые страны и страны с развивающимся рынком, отказываются от доллара, делая выбор в пользу инновационных механизмов трансграничных платежей и расчетов, подписания двусторонних валютных договоров и содействия диверсификации валютных резервов.
Все больше стран рассматривают возможность «дистанцирования» от американского доллара, именно поэтому его доля в мировых резервах меняется. Согласно данным Международного валютного фонда, по состоянию на четвертый квартал 2022 года доля доллара США в международных резервах упала до 58,4%, что стало самым низким показателем с 1995 года.
Привлекательность долларовых активов также снизилась. Согласно данным Министерства финансов США, крупные зарубежные держатели американского долга, такие как Китай, Бельгия, Люксембург и Франция, в последнее время сокращают свои доли в долговых обязательствах США.
Влияние многих факторов
Многие аналитики отмечают, что неизбирательное введение санкций Соединенными Штатами является прямым фактором ускорения глобальной дедолларизации.
Безответственная денежно-кредитная политика Соединенных Штатов также «вынудила» многие страны принять меры. Цуй Цзяньцзюнь, профессор Института экономики и финансов Сианьского университета Цзяотун /Сианьский транспортный университет/, заявил, что с марта прошлого года Федеральная резервная система прекратила свою мягкую денежно-кредитную политику и перешла к агрессивной политике повышения процентных ставок, вызвав потрясения на международных финансовых рынках. Многие развивающиеся страны встретились с рекордной инфляцией, девальвацией своих местных валют и оттоком капитала. Фактически для этих стран дедолларизация является самоспасительным шагом, направленным на борьбу с распространяющимися финансовыми рисками.
Профессор Финансового института Университета внешней торговли Го Хунъюй, отметила, что в дополнение к внешним факторам «принуждения», внутренние потребности стран с формирующимся рынком также побудили их проявить инициативу по созданию механизмов торговли в местной валюте.
По словам Го Хунъюй, для экономик с тесными торговыми обменами и высокой взаимодополняемостью использование расчетов в местной валюте имеет естественное преимущество. Это поможет не только избежать дополнительных затрат при валютных операциях в валютах третьих сторон, но и защититься от влияния колебаний обменного курса валют. Это одна из главных причин, по которой многие страны готовы вести переговоры и достигать двусторонних валютных соглашений.
Ускорение валютной диверсификации
Недавний анализ американского агентства Carson Group показал, что в краткосрочной перспективе доминирующее положение доллара США в качестве мировой резервной валюты не изменится, особенно в отсутствие более подходящей альтернативы.
В то же время следует обратить внимание на некоторые новые исследования. Недавно инвестиционный банк США Goldman Sachs заявил в исследовательском отчете для клиентов, что рост популярности криптовалют побудил центральные банки по всему миру внедрить цифровые валюты для достижения децентрализации доллара.
Как отметил Цуй Цзяньцзюнь, будущая диверсификация международной валютной системы зависит от сбалансированного развития мировой экономики. Одна из возможных перспектив такова: доллар США продолжит играть роль международной резервной валюты, но его вес будет продолжать снижаться; статус евро будет постепенно повышаться по мере того, как Европейский союз будет продвигать экономическую и финансовую автономию; Азиатские страны будут постепенно изучать возможность установления собственного валютного порядка, что и поспособствует диверсификации международной валютной системы.
Го Хунъюй заявила, что развитие валюты тесно связано с торговлей. Появление евро способствовало развитию международной торговли. Сегодня евро стал второй по величине резервной валютой в мире. В настоящее время экономическое развитие и торговое сотрудничество в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и других регионах также постоянно развивается. В будущем, с углублением мировой многополярности и экономической глобализации, не исключено, что эти регионы могут создать некоторые новые механизмы валютного сотрудничества.