29 июня, «Жэньминь жибао» онлайн 26 июня на саммите «Группы 7» (G7) в Германии лидеры стран-членов объединения объявили об официальном запуске «Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям» (PGII), они дали обещание собрать 600 млрд американских долларов в течение пяти лет для развития инфраструктуры в развивающихся странах. США несут ответственность за 200 млрд американских долларов, ЕС – за 300 млрд евро.
PGII фокусируется на изменении климата, глобальном здравоохранении, гендерном равенстве и цифровой инфраструктуре. По мнению президента и основателя международной исследовательской консалтинговой группы Eurasia Group Яна Бреммера, хотя и намерение этого проекта непременно будет признано, у развивающихся стран есть множество вопросов о том, будет ли доступно финансирование для проектов.
Исполнительный директор неправительственной организации ONE в Африке Эдвин Ихуория (Edwin Ikhuoria) в интервью телеканалу Deutsche Welle отметил, что обещания богатых стран в оказании финансовой помощи бедным государствам широко освещаются, на самом деле, большая часть денег не доходит до тех мест, где они нужнее всего.
Кроме этого, механизм финансирования PGII, главным образом, опирается на частные инвестиции, суверенные фонды благосостояния и глобальные фонды развития. Однако насколько высок интерес частного сектора к этим проектам – неизвестно.
Несмотря на то, что лидеры стран-членов G7 не стали напрямую упоминать КНР, по мнению международной общественности, PGII было создано в ответ на китайскую инициативу «Один пояс, один путь».
Помощник директора Центра по стимулированию международного сотрудничества в сфере производственных мощностей «Шелковый путь» Лю Цзяньхун отметил, что «Группа 7» не способна осуществить фактические действия, в частности, учитывая сложные внешние условия. Такие неблагоприятные факторы, как рост цен на энергетику, высокая инфляция и российско-украинский конфликт, создают политические и экономические трудности для разных стран, а также могут подорвать процесс развития PGII. По мнению Лю Цзяньхуна, мера американского президента Джо Байдена может стать символическим шагом для промежуточных выборов.
Профессор Школы международной политики и экономики Университета при Китайской академии общественных наук Ван Юнчжун в своей статье написал, что США возглавили процесс запуска PGII, учитывая три основных фактора. Во-первых, Вашингтон намерен захватить господство в глобальной инфраструктуре. Во-вторых, организовать группу для противостояния влиянию Китая, предоставить альтернативный проект для инициативы «Один пояс, один путь». В-третьих, сосредоточиться на новых сферах инфраструктуры, чтобы получить геополитические и экономические выгоды.
На саммите G7 в Великобритании год назад был выдвинут аналогичный проект, который назывался «Построй лучший мир» (B3W). Однако год спустя финансирование в рамках партнерства B3W значительно отстает от обещанных многомиллионных инвестиций. По информации американского журнала Foreign Affairs, за год общие инвестиции администрации Байдена в глобальную инфраструктуру составили лишь 6 млн американских долларов.
Бывший председатель латиноамериканского исследовательского института «Диалог Америк» Майкл Шифтер отметил, что хотя американские чиновники часто распространяют информацию о плане B3W, страны Латинской Америки, Азии и Африки отнюдь не видят особых действий.
США не в первый раз заявляют о противостоянии инициативе «Один пояс, один путь». Представители различных администраций США в последнее время выразили желание использовать частное финансирование для строительства инфраструктурных проектов в развивающихся странах.
Представитель Университета при Китайской академии общественных наук Ван Юнчжун в своей статье отметил, что на фоне огромного разрыва в глобальных инвестициях в инфраструктуру, несмотря на конкурентные отношения между новыми инфраструктурными проектами США и Европы и китайской инициативой «Один пояс, один путь», они имеют различные направления развития, обладают взаимодополняемостью, а также пространством для сотрудничества. По его мнению, Китаю следует не только проявлять бдительность и остерегаться исключительно политических намерений и альтернативных мотивов инфраструктурных планов США и Европы, но и придерживаться концепции открытости и инклюзивности, рассматривать возможности делового сотрудничества на уровне реализации проектов.
27 июня официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь в ходе пресс-конференции отметил, что китайская сторона приветствует любые инициативы, которые стимулируют инфраструктурное строительство в мире, вопрос не заключается в смене одной инициативы другой. КНР выступает против высказываний и действий, очерняющих инициативу «Один пояс, один путь» под предлогом строительства инфраструктуры и продвижения геополитических соображений.