24 июня, «Жэньминь жибао» онлайн 14-я встреча руководителей стран БРИКС будет проведена 23 июня в формате видеоконференции на тему "Построение высококачественных партнерских отношений между странами БРИКС, создание новой эры глобального развития". Борис Михайлович Волхонский, доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, эксперт Национального комитета по исследованию БРИКС в интервью корреспонденту "Жэньминь жибао" онлайн заявил, что расширение БРИКС – это жизненная необходимость, вызванная тектоническими сдвигами глобального мироустройства.
"Жэньминь жибао" онлайн: Страны БРИКС создали целый ряд прагматичных механизмов сотрудничества, одним из которых является создание Нового банка развития БРИКС и Чрезвычайного резервного фонда БРИКС. Какую роль сыграли эти меры в развитии финансового сотрудничества между странами БРИКС? Кроме того, какие другие физические финансовые системы действуют в рамках БРИКС?
Борис Волхонский: Учреждение в 2014 г. Банка развития БРИКС стало важнейшей вехой в становлении этого объединения не просто как механизма политического взаимодействия, но и как действенного инвестиционного механизма, сфера деятельности которого распространяется не только на пять стран-участниц, но и на другие страны. Свидетельством успешности этого механизма стало то, что к банку присоединились страны, не входящие в БРИКС (ОАЭ, Уругвай, Бангладеш, Египет). Безусловно, наличие такого механизма повышает значимость всего объединения на мировой арене.
Сегодня, в условиях кризиса глобалистской модели экономики, основанной на монополии американского доллара, важнейшей задачей является выработка альтернативных моделей взаимодействия, основанных на национальных валютах. Процесс этот не быстрый, но страны БРИКС уже предпринимают шаги в этом направлении. Так, значительная часть взаиморасчётов между Китаем и Россией переведена в национальные валюты, о стремлении перейти на взаиморасчёты в рублях и рупиях заявили Россия и Индия (причём референтной валютой избран китайский юань).
"Жэньминь жибао" онлайн: Низкоуглеродная экономика является отличительной особенностью сотрудничества стран БРИКС. Каким образом Страны БРИКС могут сотрудничать в этой области?
Борис Волхонский: Развитие альтернативной энергетики должно ставиться в качестве долгосрочной задачи, повышенное внимание следует уделить исследованиям в данной области, однако пока говорить об отказе от традиционных энергоносителей преждевременно.
Другой вопрос – это замена "грязных" углеводородов (таких, как каменный уголь) на более чистые источники энергии – нефть и особенно природный газ. Здесь лидирующие позиции России неоспоримы. Уже упомянутый газопровод "Сила Сибири" – ярчайший пример сотрудничества в этой сфере между Россией и Китаем. За последние три месяца Россия значительно нарастила экспорт нефти в Индию, выйдя на третье место среди стран-поставщиков этого топлива.
Другой аспект сотрудничества в этой сфере – атомная энергетика. На сегодняшний день именно атомная энергия является наиболее дешёвой и "чистой", а ярчайший пример сотрудничества в рамках БРИКС – российско-индийское взаимодействие в этой отрасли. Китай, также обладающий богатым опытом развития атомной энергетики, также мог бы распространить этот опыт в других странах БРИКС и за их пределами.
"Жэньминь жибао" онлайн: На состоявшейся не так давно встрече министров иностранных дел стран БРИКС Китай предложил начать процесс расширения механизма сотрудничества БРИКС, что привлекло внимание внешнего мира. В 2017 году на саммите БРИКС в Сямэне впервые была предложена модель сотрудничества “БРИКС плюс”. Что Вы думаете о механизме БРИКС, расширяющем свое сотрудничество в более крупном масштабе?
Борис Волхонский: Расширение БРИКС – это жизненная необходимость, вызванная тектоническими сдвигами глобального мироустройства. Крах однополярной глобалистской модели вызывает необходимость выработки принципиально новых моделей взаимодействия. По мнению большинства экспертов, экономическими и политическими основами будущего мироустройства станут макрорегионы. В этом плане страны БРИКС, как лидеры каждая своего региона, становятся не просто участниками объединения пяти государств, а своего рода "воротами" в более широкий регион.
Расширение формата БРИКС может идти двумя путями. Во-первых, за счёт увеличения числа стран-участниц. Так, готовность присоединиться к формату взаимодействия недавно высказала Аргентина. В СМИ назывались и другие возможные участники – Мексика, Египет, Таиланд, Индонезия и др.
Второй путь расширения формата БРИКС связан с тем, что именно это объединение являет собой поистине глобальный механизм взаимодействия, охватывая три континента: Евразию, Африку и Южную Америку. При этом в каждом из этих макрорегионов существуют региональные форматы сотрудничества. В этой связи перспективным представляется проведение совместных саммитов БРИКС и этих региональных организаций. Например, в год председательства России можно было бы провести саммит БРИКС и ЕАЭС и/или ШОС. В год председательства Китая – БРИКС + АСЕАН и/или Всестороннее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП). При председательстве Индии – БРИКС + СААРК и/или АСЕАН; ЮАР – БРИКС + Африканский Союз; Бразилии – БРИКС + Меркосур. Таким образом не только повысилась бы роль каждой страны-участницы БРИКС как лидера своего региона, но сам формат БРИКС стал бы реальным связующим звеном между ведущими незападными экономиками всего мира.
"Жэньминь жибао" онлайн: Нынешняя международная ситуация усложняется с каждым днем. На фоне эпидемии, переплетающихся международных событий, являющихся объектом пристального внимания мировой общественности, унилатерализм и запугивание продолжают преобладать в этом мире. В чем истинное значение механизма сотрудничества БРИКС?
Борис Волхонский: Истинное значение механизма сотрудничества БРИКС вытекает из вышеперечисленных факторов. Это формат взаимодействия государств, сильно отличающихся друг от друга и по характеру своих экономик, и по формам правления, и по своей внешнеполитической ориентации. И несмотря на это, страны-члены БРИКС готовы к сотрудничеству во имя собственных национальных интересов, не навязывая свои принципы другим участникам (в отличие от стран Запада, которые зачастую обусловливают экономическое сотрудничество политическими требованиями). Таким образом, это поистине глобальный формат взаимодействия, альтернативный западному проекту, основывающемуся на однополярном мироустройстве и монополии доллара как единственной мировой валюты.
"Жэньминь жибао" онлайн: Каково, по Вашему мнению, будущее направление развития БРИКС?
Борис Волхонский: Развитие БРИКС может идти двумя путями. Первое – это более тесное взаимодействие в рамках самой структуры БРИКС. Помимо уже созданных финансовых механизмов (Банк, Резервный фонд), стоит подумать о создании собственных страховых механизмов.
Второе – расширение круга участников формата. Причём речь может идти не только о странах "третьего мира", но и о странах, традиционно причисляемых к союзникам США, но в последнее время демонстрирующих всё более явное недовольство диктатом со стороны Вашингтона. Это позволит превратить БРИКС в реальную альтернативу однополярному мироустройству.
Борис Михайлович Волхонский, доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, эксперт Национального комитета по исследованию БРИКС