Корреспондент газеты «Жэньминь жибао» Чжан Гуанчжэн
26 июля, «Жэньминь жибао» онлайн Заместитель заведующего кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент Александр Наумов в интервью газете «Жэньминь жибао» отметил, что мегатенденция последних десятилетий – смещение глобального центра силы в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Китай прилагает значительные усилия в создании региональной интеграционной архитектуры, самым ярким примером из которых является Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), что обеспечивает устойчивый рост различных экономик региона. Кроме того, Китай является лидером в регионе в области борьбы с пандемией. Однако полноценной кооперации стран региона в борьбе с эпидемией не наблюдается из-за «политизации вакцин» со стороны западных стран.
«Жэньминь жибао»: Какого прогресса достиг Азиатско-Тихоокеанский регион в координации макроэкономической политики, укреплении взаимосвязанности и взаимодействия, создании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли? Как Вы оцениваете усилия Китая по продвижению открытости, инклюзивности, общедоступного блага, баланса и взаимовыигрышного развития в регионе?
Александр Наумов: Мегатенденция последних десятилетий – смещение глобального центра силы в АТР. На долю региона приходится большинство населения планеты, до 60% мирового ВВП, около половины объема международной торговли и порядка 40% совокупных инвестиций. Сегодня в Азиатско-Тихоокеанском регионе варится густой алфавитный суп различных организаций. Наиболее крупные из них – АСЕАН, СААРК, ШОС. Наряду с этим в регионе функционируют многочисленные диалоговые форумы и соглашения о зоне свободной торговли. Один из парадоксов АТР заключается в том, что в регионе, где находится огромное количество великих держав, ядром и движущей силой интеграционных процессов традиционно выступали государства второго порядка, объединенные в АСЕАН. Другой особенностью является то, что здесь до сих пор не существует полноценной интеграционной архитектуры. Не существует и единой зоны свободной торговли. Китай прилагает значительные усилия в этом направлении, самым ярким примером из которых является ВРЭП, что обеспечивает региональную интеграцию и устойчивый рост различных экономик АТР. Китай, несомненно, останется локомотивом развития региона.
«Жэньминь жибао»: По-вашему мнению, достиг ли Азиатско-Тихоокеанский регион выдающихся результатов в экономическом и технологическом сотрудничестве в таких областях, как экологический рост, поддержка малых и средних предприятий и сокращение бедности?
Александр Наумов: Характерная особенность АТР – весьма пестрый состав расположенных здесь государств, различающихся по формам политического устройства, моделям и уровню социально-экономического развития, цивилизационной и религиозной идентичности. Огромным остается разрыв в уровнях экономического развития. Соответственно, говорить о каких-то общих показателях для всего региона затруднительно. При этом ряд стран, например, Китай в последние годы демонстрирует впечатляющие результаты в области социально-экономического развития. Так, недавно Председатель КНР Си Цзиньпин заявил о полной «исторической» победе над абсолютной бедностью в Китае. За последние 8 лет почти 100 миллионов человек смогли подняться над чертой бедности, что, конечно, является очень значительным успехом как правящей КПК, так и КНР в целом.
«Жэньминь жибао»: Эпидемия COVID-19 отчетливо показала, что интересы всех стран неразрывно связаны. Китай активно предоставляет странам Азиатско-Тихоокеанского региона вакцины от COVID-19, и профинансировал создание субфонда АТЭС «Реагирование на пандемию и восстановление экономики» для борьбы с COVID-19. Как Вы оцениваете достижения и перспективы сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона в борьбе с коронавирусной пандемией и построении сообщества единого здоровья?
Александр Наумов: Китай является лидером в регионе в области борьбы с пандемией. Цифры поражают: по официальным данным на данный момент в рамках кампании по массовой вакцинации жителям КНР сделали уже более 1,53 миллиарда прививок от COVID-19. Ни одна другая страна в мире не может похвастаться подобными показателями. Однако полноценной кооперации стран региона в области борьбы с пандемией не наблюдается. Причины находятся в геополитической и геоэкономической плоскости, зачастую борьба за жизни и здоровье людей приносится в жертву недобросовестной конкуренции, со стороны западных стран идет «политизация вакцин» и т.д.