В Туркменистане состоялась первая в истории государства сессия Халк Маслахаты Милли Генгеша (Национального совета, Парламента) и совместное заседание двух палат — Халк Маслахаты и Меджлиса.
О важной роли и огромном значении процесса политической трансформации бывшего законотворческого органа в двухпалатный парламент, рассказал изданию CentralAsia.news доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист и почётный старейшина Туркменистана Мурад Хаитов.
На прошедшей первой сессии, которая носила учредительный характер, был утвержден состав и руководящие органы парламента.
Постановлением Халк Маслахаты Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов избран председателем Халк Маслахаты Милли Генгеша. Согласно указу главы государства, были назначены восемь членов Халк Маслахаты Милли Генгеша, был избран заместитель председателя Халк Маслахаты, образованы пять комитетов: по защите прав и свобод человека, по экономике, финансам и социальной политике, по науке, образованию, цифровой системе, спорту и культуре; по региональному развитию, охране окружающей среды и агропромышленной политике; по международным вопросам.
Туркменистан - демократическое, правовое и светское государство (ст.1 Конституции), из чего следует ряд постулатов о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Они, в свою очередь, в совокупности определяют объём и пределы законодательной функции Милли Генгеша, наполняют её новыми содержательными элементами. Сохраняя преемственность, Халк Маслахаты и Меджлис, получат новые дополнительные полномочия, в результате чего значительно расширятся полномочия палат парламента, меняется структура и принцип формирования Халк Маслахаты, дополняются также полномочия Меджлиса.
Милли Генгеш (Парламент) существенно отличается не только наличием двух палат — Халк Маслахаты и Меджлиса, но и своим статусом, конституционной характеристикой, структурой, организацией деятельности.
Так, согласно ст. 77 Конституции, «Милли Генгеш является представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Милли Генгеш состоит из двух палат — Халк Маслахаты и Меджлиса».
Это значит, что палаты Милли Генгеша осуществляют и представительную и законодательную функции. При этом компетенция Милли Генгеша (Парламента) - единого органа - специально не определена. В Конституции отсутствует чётко очерченный круг вопросов, составлявших предметы ведения национального парламента (единого органа). Указанная практика в Туркменистане применена впервые. Это наделяет парламент неопределенной компетенцией и даёт возможность Милли Генгешу, в случае необходимости, рассмотреть любые важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны, позволяя всецело осуществлять законодательную власть, утверждать государственный бюджет и отчёты о его исполнении, осуществлять контрольные и координационные функции, активно взаимодействовать с правительством и другими ветвями государственной власти и т. д.
При этом, согласно Конституции и Закону, каждая из палат имеет собственную персонифицированную компетенцию, с учётом их роли и занимаемого места в структуре парламента. Решения членов Халк Маслахаты и депутатов Меджлиса, благодаря разграничению полномочий палат, приобретут более взвешенный и ответственный характер, что в итоге сделает эффективной законотворческую деятельность Милли Генгеша.
Милли Генгеш (Парламент) в системе разделения властей представляет собой орган, осуществляющий исключительно законодательную функцию, осуществляемую через конституционное право. Согласно ст. 63 Закона «О Милли Генгеше Туркменистана», право законодательной инициативы принадлежит президенту, членам Халк Маслахаты, депутатам Меджлиса, Кабинету Министров и Верховному суду. При этом, Милли Генгеш не может никому передавать право издавать законы по вопросам: 1) принятия и изменения Конституции; 2) уголовного и административного законодательства; 3) судопроизводства.
На данный момент, сложный процесс становление двухпалатной системы парламента находится на начальной ступени. В дальнейшем, развитие Милли Генгеша и совершенствование законотворческой практики, будет способствовать формированию новых парламентских традиций в новом, современном этапе национального парламентаризма Туркменистана.