Негативные последствия Специальной военной операции (СВО) России на Украине для экономики Таджикистана оказались, вопреки прогнозам, не такими серьезными, но есть вероятность того, что более ощутимые последствия дадут о себе знать в будущем. Об этом сообщает НИАТ «Ховар» со ссылкой на отчет Международного валютного фонда (IMF).
Миссия этого международного финансового института, которая недавно находилась в Душанбе, 23 декабря опубликовала отчет об экономическом положении Таджикистана.
«После роста на уровне 9,2 процента в 2021 году реальный ВВП увеличился с января по октябрь на 8 процентов (в годовом исчислении), что отражает широкий рост в промышленности (включая горнодобывающую промышленность), сельском хозяйстве и строительстве. Вопреки ожиданиям, влияние войны в Украине на экономику страны было не столь существенным», — говорится в отчете.
Эксперты МВФ подчеркивают, что инфляция в текущем году хорошо сдерживалась, несмотря на сравнительно высокие мировые цены на сырьевые товары.
«Годовая инфляция снизилась с 8% к концу 2021 года до 4,5% в ноябре 2022 года (это одно из лучших показателей в мире! — Прим. НИАТ «Ховар») , что ниже среднесрочного целевого показателя Национального банка Таджикистана (6 (±2)%). Жесткая денежно-кредитная политика помогла сдержать инфляционное давление, в то время как рост мировых цен на импортные продукты питания и топливо в первой половине года, по-видимому, был смягчен укреплением сомони и высвобождением стратегических запасов продовольствия. Сельскохозяйственное производство, ориентированное на внутреннее потребление, также сдерживало цены на местные продукты питания», — говорится в заявлении.
Эксперты МВФ заявили, что сразу после СВО России на Украине, начавшегося в феврале, денежные переводы мигрантов в Таджикистан сократились, но затем резко возросли во втором квартале этого года. Валютные резервы Таджикистана за последние 10 месяцев увеличились с 2 млрд 500 млн до 3 млрд 400 млн долларов, что вполне достаточно для покрытия импорта за этот период.
По данным Международного валютного фонда, несмотря на экономический прогресс, неясно, насколько и как долго экономика Таджикистана будет защищена от замедления экономического роста в России, основной принимающей стране трудовых мигрантов и важном экономическом партнере.
Напомним, что 23 декабря с.г. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в своем Послании Парламенту страны одной из первых затронул эту тему, отметив, что несмотря на продолжающиеся преобразования в мировой экономике и отрицательное влияние внешних факторов на нашу национальную экономику, благодаря плодотворной экономической реформе, осуществлению стратегии и программ, и принятию антикризисных мер в течение пяти последних лет развитие экономики Таджикистана ежегодно в среднем обеспечивалось на уровне 7,3 процента, а валовой внутренний продукт с 71 миллиарда достиг 115 миллиардов сомони и на душу населения увеличился в 1,5 раза.
«В том числе в 2022 году расширились работы по устойчивому сохранению макроэкономических показателей, снижению влияния возможных угроз на национальную экономику, планомерной деятельности банковской системы, увеличению производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, улучшению атмосферы инвестирования и поддержки предпринимательства, в результате чего развитие национальной экономике стало обеспечено на уровне 8 процентов», — сказал Глава государства.
Как не раз подчеркивал Лидер нации, высшей целью государства и Правительства страны является регулярное повышения уровня и улучшения качество жизни нашего дорого народа. «В связи с этим Правительству страны необходимо обеспечить устойчивое дальнейшее социально-экономической развитие страны и в 2023 году добиться темпов экономического развития на уровне не менее 8 процентов», — подчеркнул он.