Экономика стран Центральной Азии сократилась в среднем на 0,6% в годовом исчислении в первой половине 2020 года. И спрос, и предложение были подавлены карантинными мерами внутри стран и за рубежом, а также перекрытием границ и обусловленного этим резким спадом в международной торговле и туристических связях с соседними странами. Как передает НИАТ «Ховар», об этом говорится в отчете Европейского банка реконструкции и развития «Региональные экономические перспективы» (Regional Economic Prospects).
Согласно отчету, наиболее серьезно от пандемии пострадали Кыргызская Республика и Монголия, хотя экономический спад в этих странах был несколько смягчен наращиванием объемов экспорта золота.
Казахстан также вошел в рецессию, хотя и меньшего масштаба, отчасти благодаря крупным финансовым вливаниям из Национального фонда. Туркменистан сообщил о положительном росте реального ВВП в первой половине 2020 года, несмотря на значительную потерю доходов от экспорта газа в Китай.
В то время как в Таджикистане и Узбекистане значительно потеряны доходы в результате пандемии, эти страны сохранили положительную динамику, чему частично способствовал рост в сельском хозяйстве и экспорт драгоценных металлов. Кроме того, поскольку первые случаи заболевания Covid-19 в Таджикистане были зарегистрированы только в конце апреля 2020 года, эта страна ввела относительно мягкие меры сдерживания, и сделал это позже, чем большинство соседей по региону. На экономику, в основном, повлияло нарушение транспортных связей с ключевыми торговыми партнерами и ограниченный доступ к российскому рынку труда.
«Число международных прибытий сократилось вдвое в первой половине 2020 года, в то время как денежные переводы из России сократились примерно на 15% в годовом исчислении, что негативно сказалось на потреблении, объемах импорта и налоговых поступлениях», — указывается в отчете.
Помимо этого, Кыргызская Республика, Монголия, Таджикистан и Узбекистан получили экстренное финансирование от МВФ в рамках программ, направленных на пополнение бюджетов и удовлетворение потребностей этих экономик во внешнем финансировании.
Прогнозируется, что в 2020 году ВВП региона в целом сократится на 3,3%, а в 2021 году вырастет на 3,3%.
Число международных прибытий сократилось вдвое в первой половине 2020 года, в то время как денежные переводы из России сократились примерно на 15% в годовом исчислении, что негативно сказалось на потреблении, объемах импорта и налоговых поступлениях.
В ЕБРР уточнили, что коронавирус нанес удар по гостиничному бизнесу, розничной торговле и услугам домашнего хозяйствам в Таджикистане.
По мнению экспертов ЕБРР, несмотря на сильное внешнее давление, экономика Таджикистана выросла на 3,5% в годовом исчислении в первой половине 2020 года за счет высоких показателей в промышленности (в основном за счет экспорта драгметаллов) и сельском хозяйстве.
В мае 2020 года МВФ предоставил Таджикистану 189,5 млн. долларов США в качестве чрезвычайной бюджетной поддержки при условии, что правительство страны обязано сократить несущественные расходы и осуществить меры по бюджетной консолидации в 2021 году.
Ожидается, что в 2020 году экономика сократится на 1%. В 2021 году прогнозируется рост реального ВВП Таджикистана на 3%. Данные показатели могут оказаться чересчур оптимистичными, если продолжение пандемии затормозит восстановление экономик ключевых торговых партнеров Таджикистана – России и Китая, считают в ЕБРР.