Впервые между нашими странами возникло «транспортное» недоразумение. На протяжении уже нескольких недель стоят фуры на российско-казахстанской границе. По подсчетам, например, на погранпереходе «Маштаково» ожидают своей очереди от 2 до 7,5 тыс. грузовиков. Водители жалуются, что вынуждены сидеть в кабинах без туалета, еды и воды, а у компаний один за другим срываются контракты, пока граница закрыта. В фурах – «санкционка» из Китая.
Как так получилось, что мы, из всех стран Центрально-азиатского региона ближе всех находясь к России в прямом и переносном смысле, теряем с ней связь? А общего между нами немало: и протяженная граница, и множество русских в РК, а также экономические и военные соглашения.
Перевозчики обвиняют нашу сторону. И, наверное, неспроста. Ведь ситуация с логистикой стала идти вниз по наклонной аккурат в конце сентября этого года – сразу после того, как наш президент Касым-Жомарт Токаев встретился с украинским лидером Владимиром Зеленским на полях 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Минфин Казахстана не отрицает, что «досмотр фур с пристрастием» связан с контролем за спецгрузами и выявлением «запрещенки». И в проблеме наша сторона обвиняет Россию. Хотя, по словам водителей и по данным ФТС, непосредственно в самих российских пунктах пропуска заторов нет вообще.
Ситуацию усугубили еще два фактора. Во-первых, октябрьские праздники в Поднебесной (День образования КНР и День урожая), из-за чего все автомобильные пункты пропуска Китая в районе казахстанской таможенной границы ЕАЭС не работали. Во-вторых, отправители грузов пытаются успеть вывезти товар к 1 ноября, когда в России запланировано повышение утильсбора на импортные авто.
Но даже без этих факторов деградация грузоперевозок между РК и Россией очевидна. По словам руководителя комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадима Филатова, если в январе-июне 2023 года товарооборот между странами-соседями достигал 13,4 млрд долларов, то в 2025 году – лишь 12 млрд зеленых.
Неудивительно, что среди казахстанских политологов сквозит недовольство происходящим и особенно - «теплым взаимодействием» Токаева и Зеленского. Вполне логично, потому что Казахстан – член ОДКБ и история, точно так же, как и интернет, помнит, как Россия спасла Астану от госпереворота в 2022 году.
И как-то неловко становится, вроде, мы всегда славились гостеприимством, о нашем умении отдать последний кусок хлеба пели акыны из поколения в поколение. А какие слова благодарственные звучали из уст нашего Президента в адрес Путина после тех январских событий. И тут такие «жесты», словно мы желаем выслужиться перед Западом, дескать, смотрите-смотрите, мы тут не дремлем, палки-то в колеса вставляем.
Ведь совсем недавно Токаев пообщался также и с Дональдом Трампом – и, надо сказать, весьма продуктивно. Уже известно, что США и Казахстан подписали грандиозный контракт на 4,2 млрд долларов. Соглашение предусматривает производство в Казахстане 300 современных локомотивов и их обслуживание. В частности, речь идет о модели Evolution Series ES44ACi. Собирать тепловозы будут в Астане, на заводе «Локомотив курастыру зауыты».
Надо полагать, что такое выгодное предложение из США и стало одной из причин, почему на границе России и Казахстана многокилометровая пробка из тысяч фур.
К тому же Астана недвусмысленно продемонстрировала, как она относится к общим с Москвой договорам. Например, к ОДКБ. Будучи военным союзником РФ, Казахстан не просто закрыл глаза на вторжение ВСУ в Курскую область, но и торжественно вручил верительную грамоту генсеку НАТО Марку Рютте. Стороны заверили друг друга в вечной дружбе и обоюдном желании углублять сотрудничество. В частности, планируется подготовка казахских миротворцев для развёртывания в составе миссий под эгидой ООН. То есть получается, что пока НАТО почти в открытую воюет против России при помощи наемников в рядах ВСУ, поставляя им также всю номенклатуру вооружений и разведданные, Казахстан, будучи членом ОДКБ, углубляет сотрудничество с альянсом.
Добавим к этому непрерывные военные учения РК с Турцией и Азербайджаном, вспомним украинские дроны, атакующие объекты в России с территории республики, и негативную позицию Астаны по отношению к своим собственным гражданам, воюющим за русский мир. Неудивительно, что, если правящая элита нашей страны подобным образом относится к ОДКБ, аналогичное отношение будет и к ЕАЭС.
Так получается, что вся экономика нашей страны завязана на Запад, и у нас практически ничего не осталось своего. А кто девушку кормит, тот, как известно, «её и танцует».
А вот еще немаловажный момент: летом 2024 года посольство США в Казахстане отчиталось о том, что USAID закупила современные, мощные серверы DELL для поддержки новой таможенной ИТ-системы Казахстана «Кеден». По их словам, это способствовало созданию более эффективной и безопасной таможенной среды в Казахстане. Что, собственно, сейчас и наблюдается, в виде гигантской пробки у границы наших стран.







