НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – 2020 год прошел под знаком COVID-19 и, возможно, не будет лишним подвести некоторые итоги. Необязательно приводить здесь подробные данные по коронавирусной инфекции, они ежедневно публикуются во всех СМИ. В целом, ситуация в Казахстане относительно благополучна, это подтверждается и самыми общими цифрами статистики, и спокойной обстановкой в стране, передает корреспондент МИ «Казинформ».
Итак, на 23 декабря: заболели 148 708 человек, выздоровели 133 510, умерли 2 196. На сайте coronavirus2020.kz приводятся также цифры по заболеваемости с неподтвержденной тестом ПЦР этиологией: заболели 44 795, выздоровели32 440, умер 481.Напомним, 13 марта в Казахстане были зарегистрированы первые два случая заболевания коронавирусной инфекцией.
Уже 23 марта состоялось заседание Государственной комиссии по чрезвычайному положению.
«На текущий момент наибольшее количество новых случаев заболевания в мире регистрируются в странах, где жесткие карантинные меры ввели поздно. Чтобы предотвратить лавинообразное распространение инфекции, необходимо ужесточить изоляционные меры. С учетом постоянно поступающей информации, негативного и позитивного опыта других стран, следует продолжать готовить нашу медицинскую систему к любому варианту развития ситуации», - сказал в своем выступлении Президент Касым-Жомарт Токаев.
Главой государства был дан ряд поручений Правительству и конкретно Министерству здравоохранения, которые были приняты к исполнению и, возможно, не всегда на «отлично», выполнялись.
Через месяц, 27 апреля Президент выступил с заявлением по ситуации с коронавирусом.
«Действия Казахстана получили положительные отзывы Всемирной организации здравоохранения и международных экспертов. В стране введены жесткие карантинные меры, приостановлена работа общественного транспорта, большинство организаций и учреждений перешло на дистанционный режим работы, проводится дезинфекция улиц и жилых объектов, все заразившиеся граждане получают медицинскую помощь», - сказал К.Токаев.
Эта позиция казахстанского руководства нашла свое отражение в той большой работе, которая велась все это время и продолжает вестись, сопровождаясь огромными расходами государственных финансовых средств и других ресурсов.
Следует отметить, что, с самого начала пандемии коронавируса, в казахстанском обществе существовало скептическое отношение ко всей этой работе, обусловленное недооценкой опасности COVID-19, связанной, в свою очередь, с недостаточной информированностью. Это отношение до сих проявляется во множестве нарушений карантинного режима, как со стороны рядовых граждан, так и со стороны предпринимателей, несмотря на все принимаемые в отношении нарушителей меры.
Определенную роль в сохранении такого отношения среди казахстанцев играли и продолжают играть непрекращающиеся разговоры в таком русле, что в некоторых странах никаких ограничений не вводилось и там до сих пор никакой катастрофы не случилось.
В последние месяцы появились сообщения о том, что в Швеции с самого начала пандемии пренебрегали рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.
Вот, что пишет обозреватель немецкой газеты FAZ Маттиас Виссува:
«Нельзя сказать, что благодаря своему особому подходу в борьбе с пандемией Швеции не удалось достичь вообще никакого успеха. Хотя во время первой волны большинство других стран закрыли школы на карантин, в Швеции они оставались открытыми: удаленно занимались только ученики старших классов. В вопросе школ многие теперь пытаются следовать примеру Стокгольма - несмотря на рост числа заражений во время второй волны.
Однако в остальном «особый путь» Швеции вряд ли можно назвать образцом для подражания. После того как вторая волна пандемии буквально захлестнула страну, это, похоже, осознали и сами шведы. В стратегию борьбы с COVID-19 уже давно вносятся коррективы, предписания и ограничения ужесточаются, а шведский путь кажется все менее особым».
Как складывалась ситуация в Швеции с начала пандемии? До сентября в этой стране было выявлено всего около 103 тысяч случаев COVID-19, а умерло около 6 тысяч человек. В августе-сентябре фиксировали лишь около 300 новых случаев заболевания в день, летальные исходы были единичными. Но уже в октябре картина резко изменилась - ежедневно фиксировалось около 4,5 тысячи случаев. К декабрю число новых заразившихся достигло 20 тысяч в сутки. В среднем, фиксировалось около 150 смертей в день. Всего в стране на 16 декабря 2020 года выявлена 341 тысяча случаев, умерли 7 667 человек.
Всплеск заболевамости вызвал кризис всей системы здравоохранения, поскольку заболело много самих медработников. Власти были вынуждены ввести ряд строгих мер, в том числе запрет на продажу алкоголя в барах и ресторанах после 22:00 в некоторых регионах страны. Также органы здравоохранения рекомендовали гражданам избегать общественных мест - торговых центров, музеев, библиотек, бассейнов, концертных и тренажерных залов.
«Боюсь, что будет еще хуже. Мы все боимся ближайших недель. У нас не хватает персонала, чтобы справиться. Около 3 000 медсестер уволились с работы в течение первых 10 месяцев года», — пояснила газете Aftonbladet президент Шведской ассоциации профессионалов здравоохранения Синева Рибейро.
А ведь еще 1 сентября спецпосланник Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доктор Дэвид Набарро в интервью новозеландской радиостанции Magic говорил: «Стратегия Швеции по введению мягких ограничений в качестве борьбы с пандемией коронавирусной инфекции должна стать образцом для других стран в долгосрочной перспективе».
Несмотря на то, что позиция Всемирной организации здравоохранения не всегда выглядит строго согласованной, о чем говорит вышеприведенное высказывание доктора Набарро, мы помним, что еще в конце июня ВОЗ назвала Швецию страной, входящей в зону повышенного риска.
Тогда ВОЗ давала самый негативный прогноз для 11 стран. Речь шла, кроме Швеции, об Армении, Молдавии, Северной Македонии, Азербайджане, Казахстане, Албании, Боснии и Герцеговине, Кыргызстане, Украине и Косове.
Характерно, что в программе Morgonstudion на «Шведском телевидении» главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелль раскритиковал ВОЗ.
«Число обнаруживаемых нами в Швеции случаев заражения растет, но это связано с тем, что мы сейчас проводим гораздо больше анализов, чем раньше», - заявил Андерс Тегнелль.
Возможно, что и Казахстан попал в число упомянутых 11 стран в связи с увеличением количества анализов. Но, вот ведь в чем проблема: в Казахстане, где с самого начала прислушались к рекомендациям ВОЗ и международных экспертов, и приняли все возможные меры против распространения COVID-19, умерли, на 23 декабря, 2 196 человек. В Швеции, как отмечалось выше, на 16 декабря умерли 7 667 человек. Соотношение оказывается еще более не в пользу Швеции, если учесть, что численность населения этой страны почти вдвое меньше, чем в Казахстане.
В свете всего вышеизложенного, все меры, принимаемые государством в Казахстане, в том числе меры ограничительного характера, при всем их негативном воздействии на экономику и другие сферы жизни, выглядят вполне логичными и оправданными, как сейчас, так и на перспективу.