Рашид Алимов
Ровно через два месяца, 16-17 сентября 2021 года в столице Республики Таджикистан городе Душанбе состоится заседание Совета глав государств-членов ШОС. Вопросы региональной безопасности, традиционно, будут в фокусе приоритетного внимания лидеров «шанхайской восьмёрки». Текущее положение дел в Афганистане станет предметом особо углубленного обсуждения. Афганская проблематика неизменно и во всей своей полноте присутствует в повестке дня ШОС с первых дней создания Организации в июне 2001 года. Однако, нынешний афганский кризис является самым серьёзным вызовом в сфере безопасности для стран-соседей, для региона Евразии, да и всего мира.
Положение в Афганистане в фокусе своего постоянного внимания держат главы государств-членов ШОС. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон провёл в Душанбе личные встречи с Президентом Исламской Республики Афганистан Ашрафом Гани и Председателем Вулуси Джирга (парламента) Национального совета Исламской Республики Афганистан Мир Рахмоном Рахмони. Состоялись рабочие контакты таджикского лидера с президентами России, Казахстана и Узбекистана в ходе которых глубоко и всесторонне обсуждалось текущее положение дел в Афганистане. Россия, Китай и Узбекистан продолжают вести интенсивную работу на афганском направлении. Для государств-членов ШОС накануне Душанбинского саммита важно выработать общую позицию с учётом непредсказуемого характера развития событий в этом турбулентном государстве с пока не совсем ясным будущим.
14 июля 2021 года в городе Душанбе под председательством таджикской стороны состоялось заседание Контактной группы «ШОС-Афганистан» на уровне министров иностранных дел. Созыв Контактной группы на таком высоком уровне в истории ШОС проводился впервые: эскалация напряженности и насилия в Афганистане, а также будущее этой страны напрямую влияют на комплекс проблем, связанных с поддержанием региональной безопасности.
4. Нарастающее внимание к положению в Афганистане со стороны ШОС вполне понятно: ситуация в сфере безопасности в этой стране продолжает катастрофически ухудшаться. Причём, неудержимо. Талибы продолжают захватывать районные центры и оказывать ощутимое давление на транспортные пути и объекты инфраструктуры по всему Афганистану. На территории сопредельного Таджикистана уже появились первые группы афганских беженцев. Крайне тревожной складывается гуманитарная ситуация. По оценке экспертов ООН половина из 37 миллионного населения Афганистана нуждается в экстренной гуманитарной помощи: в 27 из 34 провинций уровень острого недоедания превысил порог чрезвычайной ситуации. Обоснованные опасения по поводу военной эскалации все больше угрожают организации подлинных межафганских переговоров о будущем страны, судьба которых под большим вопросом.
5. Катализатором нынешнего драматического развития событий, как известно, стал стремительный вывод из Афганистана войск США и их союзников по НАТО. Как следует из заявления президента Джо Байдена, 31 августа 2021 года США завершат «двадцатилетнюю войну» – самую продолжительную зарубежную военную кампанию в американской истории. Бесславно. Де-факто, Вашингтон расписался в неспособности добиться поставленных целей в Афганистане, чтобы иное не говорили в США и в странах-участницах коалиции о результатах военного присутствия в этой стране. Стоит напомнить, что военная операция США и их союзников по НАТО под звучным названием «Несокрушимая свобода» была направлена на «решительное» уничтожение очагов международного терроризма во главе с «Аль-Каидой» после террористических актов 11 сентября 2001 года и не менее «решительного» отказа находившихся у власти в Афганистане талибов выдать Усаму Бен Ладена, которому американцы присвоили титул «террориста номер один». Международное сообщество проявило солидарность с американским народом и поддержало США в их войне с международным терроризмом. В годы активной фазы военной операции в Афганистане численность сил западной коалиции во главе с США по некоторым оценкам достигала 150 тысяч военнослужащих. Однако, только через десять лет после начала военной кампании, 2 мая 2011 года, Усама бен Ладен был убит американским спецназом в собственном доме в пакистанском Абботтабаде. Казалось, что с «мировым злом» будет, наконец, покончено, а территория Афганистана никогда более не станет пристанищем для террористических группировок.
Однако, спустя двадцать лет, произошло обратное: Афганистан так и остался страной, больше всего страдающей от терроризма. В 2019 году в стране от рук террористов погибло 5 725 человек (41% от всех погибших в мире), причём талибы взяли на себя ответственность за 87% этих смертей. В 2020 году ситуация не изменилась: в Афганистане было зафиксировано свыше 25 тысяч актов насилия – на 10% больше, чем в 2019. Беспрецедентное насилие перешло и на 2021 год: в первом квартале текущего года в Афганистане, по оценке ООН, было зарегистрировано 7 177 инцидентов в области безопасности, что на 61% больше, чем за тот же период 2020 года. С начала лета текущего года и военной активности талибов положение ухудшилось ещё больше.
Кроме того, за два десятилетия пребывания американских военных и сил НАТО на афганской земле, Афганистан превратился в одного из главных производителей и поставщиков наркотиков: на долю Афганистана в последние пять лет приходилось около 84% мирового производства опия, тогда как до начала военной операции всего 5%. Главное, – западной коалиции не удалось очистить афганскую землю от ядовитых корней международных террористических организаций. Наоборот, радикальное движение Талибан за эти годы закрепило свои позиции в Афганистане; «ушли в тень», но не с территории страны, ячейки Аль-Каиды; все большую активность на афганской земле проявляет террористическая организация «Исламское государство»; в целом, резко увеличивается присутствие в Афганистане различных террористических, экстремистских и сепаратистских группировок.
Таким образом, многоплановая военно-политическая и гуманитарная операции США и их союзников по НАТО в Афганистане, несмотря на колоссальные затраты – по некоторым оценкам до $1 триллиона, – не принесли мир, безопасность и стабильность в страну. Не произошло главного – политико-дипломатического урегулирования внутриафганского конфликта и формирования на широкой основе власти, которая бы имела массовую поддержку среди афганского населения. На глазах мирового сообщества Афганистан вновь превращается во взрывоопасный очаг напряженности для всего Евразийского региона. Особенно остро это чувствуют страны ШОС, граничащие с Афганистаном. Страна, истерзанная кровопролитным конфликтом, который длится свыше 40 лет, в очередной раз в своей истории стоит перед тяжелым выбором: пойти, наконец, по пути совместного поиска «формулы мира и национального согласия» или вновь, осознанно, «зажечь» смертельный огонь полномасштабной гражданской войны.
Очередной, теперь уже американский опыт, наглядно показал, что туго затянутый «афганский узел» нельзя «разрубить топором», даже таким, казалось бы, «несокрушимым», как вооруженные силы США и их союзников. У афганского вопроса не было, нет и не будет военного решения, сколь продолжительно не продолжался бы конфликт между противоборствующими сторонами. Только сами афганцы могут найти выход из темного лабиринта войны и через межафганский политический диалог прийти к национальному примирению. Альтернативы инклюзивному мирному процессу, инициированному самими афганцами и осуществлённому под руководством самих афганцев, нет. Об этом говорится в Совместном заявлении министров иностранных дел стран, входящих в Контактную группу «ШОС-Афганистан». Вмешательство извне недопустимо. Внешние партнеры Афганистана могут лишь оказывать содействие.
В течение длительного периода времени ведущую роль в афганском урегулировании играет ООН. Это вполне объяснимо: афганский фактор, учитывая его «многоликость», объём и остроту провоцируемых угроз, давно является серьезным вызовом не только для стран региона, но и всего мира. ШОС, в которой Афганистан имеет статус наблюдателя, поддерживает усилия ООН и вносит свой вклад в возвращение Афганистана на путь мира и стабильности. ШОС глубоко заинтересована и будет содействовать становлению Афганистана в качестве страны, свободной от терроризма, войны и наркотиков. В обозримой перспективе ШОС и ее Региональная антитеррористическая структура (РАТС ШОС) будут продолжать тесно сотрудничать с международным сообществом, прежде всего с ООН, ОДКБ и СВДМА, а при необходимости и с Организацией Исламского Сотрудничества, в интересах предсказуемого будущего Афганистана. Достижение мира и стабильности в этой стране является одним из главных факторов обеспечения безопасности в регионе ШОС. И не только.
Автор: доктор политических наук, почётный профессор Института Тайхэ, экс-Генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг.)