Подходит к завершению саммит БРИКС в Казани. На второй день саммита для участия в нём всё же прибыл президент Казахстана Касым Жомрат Токаев, хотя первоначально не собирался этого делать. Что вызвало много вопросов в казахском обществе.
Почему ближайший сосед и, даже вроде, как друг, Российской Федерации был намерен пропустить одно из самых значимых международных событий этого года?
На верхушке Казахстана уже много лет подряд наблюдается странная ситуация: наша республика уверяет Россию в дружбе и тесном партнёрстве, но от участия в знаковых совместных мероприятиях постоянно воздерживается. Президент Казахстана собирался воздержаться и от поездки в Казань, заявив об этом накануне проведения 16-го по счету саммита БРИКС и отказавшись вступать в данную организацию.
Об этом сообщил пресс-секретарь президента Казахстана Берик Уали. Он же раскрыл некоторые подробности такого решения Токаева. Уали подтвердил: «в обозримом будущем» заявки от Астаны в БРИКС можно не ждать. Это, мол, слишком сложная многоступенчатая процедура. Да и нет у официального Казахстана уверенности в перспективах организации, и в том, что она будет авторитетным союзом стран...
К основному заявлению Уали добавил, что, отказавшись от поступившего предложения о вступлении в БРИКС, Токаев смотрит в сторону ООН. Хочет вести свою страну туда, потому что, по его мнению, именно эта организация способна выстроить «справедливый миропорядок».
Не секрет, что одновременно с этим Астану приглашают в «Восточное партнерство» ЕС. Чем закончилось это восточное партнёрство для Украины, мы уже с ужасом наблюдаем. Так же осведомлены и о том, чем это «партнёрство» могло окончиться для Беларуси в 2020 году, а теперь угрожает разрушить мир в Грузии и Молдове.
Все эти заявления были сделаны на фоне визита в нашу республику двух западных политиков: главы европейской дипломатии Жозепа Борреля и федерального канцлера Германии Олафа Шольца. Очевидно, что эти персоны посещали Казахстан не просто так.
Правящая элита Казахстана, раздавая улыбки России и Китаю, планомерно выстраивает политические и экономические связи с Западом. В частности, европейские и американские компании стали чаще выигрывать тендеры на разработку природных недр РК, что в перспективе неминуемо обернётся для Казахстана издержками и убытками, потому что любое сотрудничество с Западом оканчивается для не западных, особенно постсоветских, стран именно этим.
Тем не менее, Токаев подписал договор для пресечения параллельного импорта в Россию с Соединенными Штатами Америки.
Цепочка данных событий, а также цепочка отказов Токаева то от приглашения на день рождения Путина, то от вступления в БРИКС – достаточно «говорящие» решения, не так ли? Вроде бы дипломатический междусобойчик, а в масштабах мировой политики - очень провокационные действия, которые ещё раз подчеркивают разворот Казахстана в сторону сотрудничества с Западом.
Руководство Казахстана объясняет нежелание вступать в БРИКС и открыто выражать позицию относительно сотрудничества с Россией и Китаем многовекторной политикой страны. Но на самом деле вся эта политика многовекторности обычно заканчивается совсем другим сценарием, реализация которого происходит сейчас на Украине…
Почему вдруг президент Касым-Жомарт Токаев собрался двигаться в сторону ООН и видит именно в ней панацею глобального мироустройства? Что за игру мог затеять Токаев? Об этом думают многие мировые эксперты.
Неужели власти нашей страны считают себя авторитетными и самоуверенными настолько, что для них БРИКС – это некое подобие несерьезной фирмы-однодневки? Неужели правящая элита республики не признаёт мировой авторитет России и не понимает международного значения объединения БРИКС?
Ведь помимо первоначальной «пятерки» - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка (первые заглавные буквы названия стран-участниц на латинице дали название самому объединению, ставшему всем известным под аббревиатурой БРИКС), в эту организацию входят также Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Эфиопия. Причём ежегодно государств, желающих стать частью объединения, становится все больше. На момент начала саммита в Казани в БРИКС подали заявки ещё 30 стран.
А, по словам министра иностранных дел Бразилии Мауро Виэйра, к организации стремятся присоединиться ещё 40 стран. Интересно, что сотрудничать с БРИКС хотят и некоторые европейские государства. Так, в прошлом году президент Франции Эммануэль Макрон выразил желание принять участие в саммите, проходившем в ЮАР, но так и не получил приглашения. В этом году интерес к работе с БРИКС проявила Венгрия. Также на саммите в Казани присутствовал президент Республики Сербской Милорад Додик и экс премьер-министр Сербии – Александр Вулин.
В течение последних трех дней Казань приняла большое число статусных гостей — около 20 тысяч делегатов. Освящают саммит около двух тысяч журналистов, которые приехали в Россию из 59 государств.
В рамках насыщенной программы саммита лидеры подводили итоги председательства России в организации в текущем году, а также обсуждали актуальные проблемы глобальной и региональной повестки, результаты совместной работы в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах. На полях саммита были затронуты вопросы урегулирования украинского конфликта, хотя такой темы изначально в повестке не было.
Кроме того, как и предполагалось, в центре внимания оказался ближневосточный кризис. Согласно общему мнению, выработанному на саммите, решением ближневосточной проблемы может явиться лишь учреждение независимого государства Палестина с включением этого государства в состав ООН. Этот тезис был озвучен президентом РФ Владимиром Путиным.
Обсудили мировые лидеры и расширение взаиморасчетов в национальных валютах. Напомним, что БРИКС занимается разработкой расчетно-платежных механизмов, которые смогут обходить внешние угрозы и обеспечивать нормальное функционирование и развитие торговли между странами-участницами.
В саммите участвовали представители 32 стран, 24 из которых были представлены главами государств. К примеру, на саммите в Казани присутствовал глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Лаоса Тхонглун Сисулит и глава МИД Таиланда Марит Сангиампхонг. От Латинской Америки в Казань прибыли делегации из Кубы, Никарагуа и Боливии, причем последнюю представлял президент Луис Арсе. Неожиданно на саммит БРИКС в Казань прилетел президент Венесуэлы Николас Мадуро. От стран Ближнего Востока прибыл глава МИД Бахрейна Абдель Латиф бен Рашед аз-Заяни. Также мероприятие посетили все лидеры стран СНГ, кроме пока ещё действующего президента Молдовы.
Помимо них в саммите БРИКС участвовали генеральные секретари крупнейших региональных интеграционных объединений — ШОС, СНГ, ЕАЭС, Союзного государства.
Но, главное – саммит посетил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который участвовал в обсуждении проекта назревшей реформы ООН.
И это самое интересное, потому что пока руководство Казахстана намеревается двигаться в ООН, глава ООН приехал на предоставленную площадку в РФ, чтобы обсудить реформу ООН. Это лишний раз подтверждает, что Казахстану необходимо решительно пересмотреть свои внешне политические приоритеты, а то он рискует безнадёжно отстать от жизни.
Судя по уровню прошедшего в Казани мероприятия, объединение БРИКС состоялось, как центр международного притяжения. И сфокусировать этот центр удалось именно России.
Саммит в Казани продемонстрировал всему международному сообществу, что большинство стран глобального Юга и Востока рассматривают Россию в качестве важнейшего партнера и одного из центров мировой политики.
Только вот почему Казахстан во главе с Токаевым сомневается в этом, прикрываясь внутренними политическими интересами и желанием строить сотрудничество с организациями противоположного вектора, непонятно.
Что могут означать подобные казахстанские «шатания» из стороны в сторону? Быть долго в состоянии «еще не враг, но уже и не совсем союзник» ни у кого не получалось.
Тем временем, в «мозговом центре» западного мира – Великобритании – большая печаль. На дни проведения саммита британский король Карл III, очевидно, с целью перебить в информационном пространстве тему саммита БРИКС в Казани и понизить его представительство, собирал на Самоа встречу государств пробританской ориентации, куда были приглашены главы традиционно англосаксонских стран и стран, бывших колоний Великобритании. Так вот, главы стран из бывших английских колоний, а главное – Индии и ЮАР, предпочли этой встрече саммит БРИКС в Казани, и даже Канада присутствовала на встрече в Самоа лишь на уровне местного канадского посла. Британская пресса уже успела назвать эту ситуацию «крахом Британской империи». Очень бы хотелось, чтобы наш Казахстан по итогу всех своих многовекторных метаний не оказался бы в поезде, движущимся в исторический тупик.