Чем глубже изучаю внешнюю политику Казахстана, тем больше утверждаюсь во мнении, что Казахстан ведёт двойную игру, пытаясь одновременно усидеть и на российско-китайском, и на британско-американском стульях. Тяга к многовекторности никак не может покинуть умы казахского руководства. Хотя всем уже давно известно, что само понятие многовекторности было заброшено в политическое пространство всех постсоветских республик в начале 90-х, и по сей день является для коллективного Запада инструментом по дроблению государств и разжиганию национальных конфликтов.
Но, похоже, президента Казахстана Касым-Жомарт Кемелевича Токаева, как и многих высших управленцев Республики, это обстоятельство не очень-то заботит.
Наиболее остро приверженность многовекторной политике проступила у руководства страны в связи с украинским кризисом, который, по сути, является прокси-войной России и НАТО. И, если обыватели могут этого не понимать, то политики не вправе не отдавать себе в этом отчёта.
Как же повёл себя К.-Ж. Токаев по отношению к своему ближайшему союзнику, с которым связан исторически, геополитически, экономически и культурно миллионами связей и состоит в ЕАЭС, ОДКБ и ШОС? Президент Казахстана в июне 2022 года на Петербургском экономическом форуме спокойно заявил, что не планирует признавать ДНР и ЛНР. А в 2023 году понизил представительство Казахстана на столь значимом для своей страны ПМЭФ.
В Казахстане были демонстративно запрещены символы СВО – Z, O, V, власти Республики отказались проводить парад на 9 Мая и даже одобрили проведение так называемых антивоенных митингов.
В сфере экономики Казахстан предпринимает всё возможное, чтобы не помогать российским компаниям обходить западные санкции, не очень-то торопится легализовывать параллельный импорт и не позволяет дальнобойщикам из России и Белоруссии ввозить в страну товары из Европы. Более того, Президент Казахстана неоднократно заявлял о готовности и дальше соблюдать антироссийские санкции и помогать Евросоюзу стабилизировать ситуацию на энергетическом рынке.
Это при том, что Россия является главным торговым партнёром Казахстана. На её долю приходится 20% всего товарооборота Республики и через её территорию проходит больше 50% всего казахского экспорта.
Также известно, что Казахстан, не таясь, отправляет Украине гуманитарную помощь и не отвергает прямых контактов с президентом Украины Зеленским. А, таясь, через третьи страны (например – Румынию, Иорданию и Великобританию) отправляет и военную, включая ГСМ, отправку которой на официальном уровне упорно отрицает. Что, впрочем, неудивительно.
Украинский конфликт стал своеобразной лакмусовой бумажкой на выявление противоречий между странами. Москва, бросив вызов коллективному Западу, в борьбе против неоколониализма и глобализма по-американски, стала превращаться в магнит для всех стран, которые Запад на протяжении столетий грабил и лишал любой перспективы развития.
А Казахстан – напротив пытается сохранить свою сырьевую ориентацию на рынок Евросоюза, что неминуемо порождает его зависимость от этого рынка. Все казахстанские нефтегазовые, цинковые и урановые месторождения, уже давно оккупированы американскими, британскими и европейскими добывающими компаниями, такими как: Shell, Chevron, ExxonMobil, Glencore International и др. И, судя по всему, Казахстан, точнее – его руководство, это вполне устраивает.
Т.е., с одной стороны, Казахстан формально является союзником Москвы и Пекина в борьбе за обустройство нового многополярного мира без американского диктата, а с другой – помогает Западу в его борьбе за сохранение однополярного мира под пятой у США. С одной стороны, подаёт заявку в БРИКС, потенциал которой в ближайшей перспективе превратит организацию в альтернативу НАТО. А, с другой – негласно поставляет в Украину оружие, помогая НАТО не допустить реализации данной перспективы. Но одновременно двигаться в разных направлениях долго невозможно.
Вслед за украинским неминуемо начнётся тайваньский кризис в Китае. И он также потребует от казахского руководства определённой, чётко выраженной позиции. И снова, скорей всего, эта позиция будет формально нейтральной, а фактически играющей на руку Западу.
И снова в Казахстан приедут представители Вашингтона, наобещают с три короба и попросят оказать помощь Тайваню. И Казахстан окажет. Конечно, негласно, конечно, с соблюдением всевозможных политических уловок, которые, впрочем, очень быстро будут вскрыты и разгаданы его китайскими союзниками. И если Россия сейчас ведёт себя по отношению к двойной игре Казахстана толерантно, пытаясь сохранить добрые отношения между странами и понимая, что украинский вопрос будет решён в её пользу и без казахской поддержки, то Китай в случае с Тайванем вряд ли проявит тот же уровень терпимости. И казахскому руководству придётся выбирать: с кем же оно на самом деле?
Но есть и другие сценарии, которые неминуемо начнут реализовываться, если руководство Республики своевременно не откажется от политики многовекторности, которая, к слову, ту же Украину привела к хаосу войны, а в ближайшем будущем окончится крахом её государственности.
Напомню, что все президенты Украины, начиная от Кравчука и заканчивая Януковичем, с упорством, достойным лучшего применения, игрались в многовекторность, а тем временем Фонд Сороса, USAID, NED и др. западные структуры по перепрошивке сознания местного населения формировали в стране поколения невежественных и отмороженных нацистов и еврофилов. Именно воспитанники всех этих западных организаций учинили в 2014 году так называемый евромайдан, который закончился госпереворотом, приведшим к власти откровенных Вашингтонских марионеток. Что, в свою очередь, привело к гражданской войне, которая, по большому счёту, тянется уже почти 10 лет, превращая Украину в руины, а её население в беженцев без рода и племени.
В Казахстане, увы, при сохранении многовекторной политики элит может реализоваться подобный сценарий. И первый звоночек в этом отношении уже был в январе 2020 года. Но тогда у президента хватило мужества и мудрости обратиться за помощью в ОДКБ, что предотвратило развитие кровавого хаоса на территории нашей страны, который, кстати, управлялся и направлялся с территории Украины. Однако до конца верные выводы сделаны не были, и в Казахстане по-прежнему горит зелёный свет для всех подрывных НКО Запада.
Тем временем, серьёзное социологическое исследование, проведённое бюро Demoscope, выявило начало серьёзного раскола в казахском обществе, который наметился именно по отношению к украинскому конфликту несмотря на то, что подавляющее большинство орошенных высказалось за миролюбивые варианты: 42% убеждены, что Казахстан должен выступать в роли миротворца, а 37% полагают, что стране в украинском вопросе следует придерживаться нейтралитета. И лишь меньшинство открыто высказалось за одну из сторон конфликта: 4% - за Россию, и 3% - за Украину.
Вроде бы, мало, но для дестабилизации ситуации в стране – вполне достаточно. Как известно, во всех гражданских конфликтах с обеих сторон активно участвует 7-10% населения. Все остальные потом пассивно занимают ту или другую сторону.
Что мы сейчас на Украине и наблюдаем: на майдан в 2014-м выскочило меньшинство, не больше 3% от всего населения страны. Оно было поддержано меньшинством по всем регионам. Плюсом этого меньшинства было лишь то, что оно было организовано заранее при помощи тех же НКО, которые сейчас продолжают открыто работать в Казахстане. И не стоит думать, что эти НКО в Казахстане преследуют некие иные цели, чем они преследовали на Украине.
Меньшинство на уровне 3-5% от всего населения активно воспротивилось майдану. Но его слабостью было то, что оно заранее никем не было организовано. Тем не менее, война идёт уже 10-й год, и конца ей не видно. И в её процессе оставшееся население занимает ту или другую сторону конфликта.
Но, если украинцев Вашингтон и Брюссель поманили перспективой вступления в Евросоюз и НАТО, и наивные украинцы поверили в этот мираж, за что теперь и расплачиваются собственной кровью, то Казахстану даже эти мифические перспективы не светят, потому что он в Азии расположен. Точно также, как, к примеру, Японии и Южной Корее не светит вступление в НАТО, потому что они в Тихоокеанском, а не в Атлантическом регионе пребывают. По сути, так называемые западные партнёры исподволь подталкивают руководство Республики разрушить отношения с соседями просто для того, чтоб погрузить нашу страну в хаос на зло этим соседям. И ведь совершенно очевидно, что, если этот хаос начнёт угрожать безопасности России или Китая, с которыми Казахстан граничит, то они вмешаются в него. И, если ситуация потребует, то с применением военной силы. Казахское руководство этого не понимает? Или не хочет понимать?
Я думаю, руководству Казахстана стоит брать пример с Беларуси, где Лукашенко в последний момент остановил сползание страны в гражданскую войну укреплением союза с Россией и отказом от многовекторной политики. А также с Грузии, где наученное горьким опытом правительство начало прагматично восстанавливать взаимовыгодные отношения с Россией вопреки недовольным окрикам с Запада и козням прозападного президента. И экономика страны начала подниматься после многолетнего упадка прямо на глазах. Вот, достойные примеры для Казахстана, если он дорожит своей государственностью и благополучием народа.