Бывший президент страны Аскар Акаев, прибывший в Кыргызстан для дачи показаний по делу «Кумтора», выступил с обращением.
По его словам, находясь вдали от родины и наблюдая за событиями, происходящими вокруг «Кумтора», особенно за теми решительными мерами, принимаемыми после октябрьских событий 2020 года, он не мог оставаться в стороне.
Невзирая на то что в Кыргызстане я привлечен к ответственности и был объявлен в розыск, я приехал, чтобы дать показания по делу «Кумтора».
Аскар АкаевБывший глава государства рассказал, что с первых дней пребывания в Кыргызстане ежедневно ходит на допросы и дает следователям показания.
Аскар Акаев рассказал, как подписывались документу по золотоносному проекту. Он отметил, что после обретения Кыргызстаном независимости перед ним, как президентом, стояла в том числе задача обеспечения страны постоянным надежным источником золотовалютных ресурсов, которым могло стать золото Кумтора.
В декабре 1992 года в Канаде было подписано первое генеральное соглашение по проекту «Кумтор» с канадской корпорацией «Камеко», с этого начался проект.
«Со дня подписания генерального соглашения по «Кумтору» кыргызская сторона шла на многочисленные уступки, в том числе и нарушения в интересах канадской стороны, в ущерб национальным интересам. Одним из таких фактов является незаконное освобождение правительством КР корпорации «Камеко» от налогов, в том числе за пользование природными ресурсами при подписании генерального соглашения от 1992 года, а также передача управления проектом «Кумтор» канадской стороне. В результате кыргызская сторона оставалась не только без дивидендов, но и без крупных налоговых поступлений в бюджет республики», — рассказал бывший президент.
По его словам, он считает, что это является не только преступной ошибкой правительства, но и его самого.
«Это и моя ошибка как главы государства, поскольку я принимал решение по проекту «Кумтор», слепо доверяя правительству и полагая, что при подписании генерального соглашения интересы Кыргызстана были полностью учтены», — сказал он.
Самой главной своей ошибкой Аскар Акаев назвал дачу согласия правительству на реструктуризацию проекта «Кумтор» в 2003 году.