14 января, «Жэньминь жибао» онлайн 13 января заместитель премьера Госсовета КНР Лю Хэ возглавил делегацию и отправился в США. Китай и Соединенные Штаты подпишут первую фазу торгового соглашения, предоставят комплексную интерпретацию китайско-американским отношениям, которые на протяжении последних двух лет были в крайне напряженном состоянии.
Это первое соглашение между КНР и США на фоне постоянно ухудшающихся двусторонних конктактов. Интересно то, что это соглашение не похоже на американо-советское соглашение о контроле вооружений, а также не является документом, ограничивающим конкурентную борьбу стран на Среднем Востоке или в Латинской Америке, это соглашение между двумя крупнейшими экономиками мира для стимулирования торговли и переопределения рыночной справедливости. Подписание этого документа будет способствовать тому, что Китай и США смогут достичь комплексного торгово-экономического соглашения, таким образом, разница между первой половиной 21 века и второй половиной 20 века станет довольной очевидной.
США часто делят страны на союзников, партнеров и стратегических соперников. Стратегические соперники – это вежливое название, фактическое значение – «потенциально враждебные страны». В настоящее время США внесли Китай и Россию в эти рамки, их отношение к этим двум государствам и к Индии, которая попала в разряд «партнера», в корне отличается.
Однако Китай является крупнейшим торговым партнером США. Важно также отметить то, что торгово-экономическое соглашение первой фазы будет способствовать расширению двустороннего товарооборота, а также повышению уровня экономического сотрудничества между странами. Документ сблизит экономики двух государств. Поскольку экономические интересы в настоящее время занимают передовое место среди государственных коренных интересов разных стран мира, Китаю и США сложно будет лишь ограничиваться традиционными определениями вражды и дружбы.
Торгово-экономическое соглашение первой фазы не включает в себя двусторонние отношения в целом, более того, нельзя говорить о том, что это ключевая сущность современных китайско-американских связей. Синьцзян, Тибет, Сянган и Тайвань являются затяжными проблемами в китайско-американских отношениях. Кроме этого, армии двух стран активно готовятся на случай войны, открыто или незаметно рассматривают противоположную сторону в качестве воображаемого противника. Более щекотливыми стали вопросы, не только связанные с Тайваньским проливом, Южно-Китайским морем, но и двусторонними отношениями. В общественном мнении двух стран уже нет никакой идиллии.
Каждое трение устанавливает дорожный знак для китайско-американских отношений, нынешнее торгово-экономическое соглашение первой фазы также является указателем, именно эти знаки будут показывать направление конкуренции в двусторонних отношениях.
Другие знаки соответствуют друг другу, этот новый знак – уникален. Однако не стоит недооценивать, какую фактическую роль он сможет сыграть в будущих китайско-американских отношениях, его конкурентоспособность заключается в реальных интересах обществ КНР и США, это направление предоставит больше положительных результатов и расширит пространство для увеличения интересов в противовес другим, которые обречены на трудности и высокий риск.
Китайско-американские отношения в 21 веке – это не только планирование, но и фактические действия. Очевидно, что на повестке дня много вопросов, связанных с успешным осуществлением положений торгово-экономического соглашения первой фазы, а также выбором направления развития двусторонних отношений, которое может повлиять на восприятие друг друга.
Сейчас можно утверждать, что Китай и США сильно опасаются друг друга, стратегическое недоверие породило эффект домино, торгово-экономическое соглашение первой фазы – это первая важная противоположная информация. Именно поэтому многие люди беспокоятся о том, что это соглашение довольно хрупкое, подобные опасения не беспочвенны.
Стоит также обратить внимание на то, что возможность достижения торгово-экономического соглашения первой фазы свидетельствует об общей ценностной ориентации двух стран. В частности, более важным для сторон представляется расширение собственных интересов, а не подрыв интересов друг друга. Страны еще не дошли до состояния «непримиримой вражды».
Если Китай и США будут двигаться в этом направлении без вовлечения других знаков, которые могут привести к потери контроля над ситуацией, то тогда есть надежда. Китай – крупный развивающийся рынок, пространство для новых общих интересов огромное, что позволит формировать будущие китайско-американские отношения. Вместе с активными усилиями, направленными для развития двусторонних связей, КНР не ослабит свою приспособляемость к возможным подрывам в двусторонних торгово-экономических отношениях.
И последнее, не стоит думать о том, что после подписания торгово-экономического соглашения первой фазы и увеличения объема покупок американских товаров, Китай «будет нести ущерб». В прошлом в китайско-американской торговле, действительно, существовал дисбаланс, увеличение закупок продуктов США не только соответствует растущему спросу китайского народа, но и сможет усилить двустороннее сотрудничество, а также поддерживать необходимое направление контактов между странами в 21 веке. Именно это соответствует интересам китайского народа, народов США и мира.